Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Мир
В ООН заявили об отказе хуситов от вакцин на фоне распространения холеры в Йемене
Мир
На Украине сообщили о повреждении объекта инфраструктуры в Запорожье
Происшествия
Силы ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Спорт
NYT узнала о допуске китайских пловцов на ОИ в Токио после обнаружения допинга
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
В МВД гибель Еремина назвали очередным преступлением киевского режима
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Общество
В Госдуме назвали неуместными споры вокруг ВПШ им. Ильина
Общество
Власти сообщили о возобновившемся росте воды в Кургане

Чтобы соблюсти баланс

Предприятия «Роснефти» сотрудничают с коренными народами Севера
0
Чтобы соблюсти баланс
Фото: из архива компании
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Не секрет, что добыча углеводородов в России все больше продвигается на север. Кроме известных экономических и экологических сложностей все больше забот нефтяникам добавляет еще одна проблема: геолого-разведочные и промысловые работы, как правило, проходят на территориях, на которых традиционно проживают коренные малочисленные народы. Как уживаются сложнейшее производство и старинные уклады жизни местного населения, корреспондент «Известий» узнавал в районах, где добычу ведет компания «Роснефть».

В концепции социальной политики компании есть раздел «Взаимодействие с заинтересованными сторонами». Одной из таких заинтересованных сторон там числятся коренные малочисленные народы Севера (КМНС), проживающие в регионах деятельности «Роснефти». И справедливо, что одним из ключевых факторов устойчивого развития компании нефтяники считают поддержание традиционного образа жизни народов, с давних времен населяющих суровый заполярный край.

Но одно дело – записать подобные постулаты в различные концепции и стратегии, другое – что происходит на деле, как сами представители КМНС, местные власти оценивают вклад «Роснефти» в поддержание традиционных укладов малочисленных народов.

Новый год отдыхает

Наверное, одно из самых значимых событий для жителей Крайнего Севера – День оленевода. Этот праздник по многовековой традиции северные народы отмечают весной, когда начинается подготовка к перегону оленьих стад на летние пастбища: именно в это время коренные жители имеют возможность встретиться с друзьями и родственниками, проявить свою ловкость и мастерство, побороться за призы и показать красоту национальных нарядов. Считается, что по размаху, количеству гостей, разнообразию всевозможных увеселительных и соревновательных мероприятий День оленевода превосходит даже местные новогодние гулянья.

Очень ярко, например, прошел недавно этот праздник в деревне Харампур Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Дочерняя компания «Роснефти» «РН-Пурнефтегаз» ведет добычу в юго-восточной части ЯНАО – в Красноселькупском, Надымском и Пуровском районах. Добыча нефти, газового конденсата и газа ведется на 15 месторождениях. Так что это – крупное предприятие, по объему добычи нефти и газового конденсата среди 16 добывающих подразделений «Роснефти» занимающее четвертое место. Кстати, в этом году День оленевода в Харампуре отмечали особенно широко, потому что приурочили его к 80-й годовщине с момента образования поселения.

Лиственница на шумной реке

Поселение Харампур (в переводе с ненецкого – «Лиственница на шумной реке») было основано в 20-х годах ХХ века как торговая фактория. Когда кочевое население – ненцев – переводили на оседлый образ жизни, в деревне построили больницу, школу, бревенчатые дома. Но с той поры почти ничего нового в деревне и не появлялось. Нынешний современный вид и развитую инфраструктуру Харампур приобрел после того, как в 2002 году руководство «Роснефти» и администрация Пуровского района приняли решение возродить национальное поселение. За прошедшие десять лет нефтяники направили на строительство и благоустройство деревни с населением около 800 человек более 350 млн рублей.

Но финансовые вложения – лишь часть обширной программы «РН-Пурнефтегаз» по сотрудничеству и оказанию помощи коренному населению. Нефтяники, учитывая специфику региона, проводят по отношению к коренным жителям Ямала политику социальной ответственности. Так, только на нужды КМНС нефтяники ежегодно выделяют 3 млн рублей. Эти средства идут на оздоровление жителей тундры, приобретение путевок в санатории и лечебницы, стипендии молодым ненцам – студентам. Кстати, Олег Тяпов, исполняющий обязанности генерального директора «РН-Пурнефтегаза», в ходе торжеств, посвященных 80-летию Харампура, на дальнейшее социально-экономическое развитие деревни передал главе муниципального образования Марии Климовой сертификат на сумму 500 тыс. рублей. А кроме того, в качестве подарка от «РН-Пурнефтегаз» тундровики получили еще и переносной электрический генератор.

Сохраняя уклад и традиции

Совместные усилия власти, бизнеса и общества дают свои плоды. Например, доходы сельскохозяйственной общины «Харампуровская», в которой трудится большинство жителей деревни и прилегающей тундры, ежегодно растут примерно на 5%. Евгений Скрябин, глава администрации Пуровского района, считает, что к развитию оленеводства в районе необходимо относиться как к социальной отрасли: «Самое главное, чтобы коренные жители зарабатывали себе на жизнь своими традиционными промыслами. Для этого были созданы национальные общины. Таким предприятиям мы постоянно помогаем и в дальнейшем будем оказывать под­держку оленеводства».

Вторит ему и Мария Климова, глава деревни Харампур, которая вообще утверждает, что олень и коренной житель – это одно целое. С учетом того, что мясо полностью потребляется на внутреннем рынке Пуровского района, власти планируют создать в районе современные забойные пункты, пустить в эксплуатацию цех по переработке оленины.

Главное действо Дня оленевода – гонки на оленьих упряжках. Жители тундры очень серьезно относятся к этому событию, заранее готовят к нему нарты и оленей, во время соревнований пристально следят за тем, чтобы все были в равных условиях. Потому что снегоход «Буран» – традиционный приз победителю – по-прежнему остается очень ценной наградой.

В этом году заезды, как всегда, проводились отдельно среди мужчин и женщин. Домашние олени всегда остаются полудикими и очень пугливыми. Малейшее неверное движение, внешний отвлекающий фактор – и упряжка слетает с расчищенной трассы в снег, а участник выбывает из гонки. В итоге заветный «Буран» выиграл Борис Агичев. Для женщин главным призом была швейная машинка, ее обладательницей стала Лина Агичева.

Нефтяники помогут

Найти и соблюсти баланс интересов малочисленных народов Крайнего Севера и нефтяников на территории нефтедобычи – одна из важнейших стратегических задач компании. Начало систематическим ежегодным диалогам представителей «РН-Пурнефтегаз», окружных и муниципальных властей и местного сообщества, включая окружную ассоциацию «Ямал – потомкам!», было положено в 2007 году. Подобная форма общения позволяет нефтяникам определить приоритеты инвестиций и перспективных планов социальной и экологической деятельности. А жители тундры обозначают существующие проблемы, зная, что компания всегда придет на помощь. «В «Пурнефтегазе» с особым вниманием относятся к проблемам коренного населения, – подчеркивает Василий Скоропад, начальник управления делами предприятия. – Одновременно с развитием отрасли нефтяники стараются внести свой вклад и в сохранение уникальной культуры».

Чтобы соблюсти баланс

Сегодня Харампур – это современное компактное поселение лесных ненцев, построенное нефтяниками по европейским стандартам с учетом национальных особенностей быта и промысла коренных жителей. Двухэтажные восьмиугольные коттеджи площадью 145 кв. метров каждый стилизованы под национальное жилище нен­цев – чум. Дом, рассчитанный на одну семью, укомплектован мебелью и необходимыми бытовыми приборами.

Ненцы испокон веков кормились тем, что произрастало в тайге и водилось в реке. Неф­тяники учли национальные виды промыслов коренных жителей, построив в деревне цех по переработке рыбы. Примечательно, что именно здесь, в Харампуре, на территории исконного проживания коренных северян, удалось сохранить родной язык и самобытную культуру. В новой школе-интернате, возведенной за счет средств нефтяников, учатся около 100 детей коренной национальности, родители которых ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Школа поражает современной оснащенностью. Учителя и воспитатели уделяют особое внимание сохранению и возрождению традиционных культур: шитью национальной одежды и бисероплетению. Тем не менее живут в Харампуре не только с оглядкой на прошлое. В недавний День оленевода в деревне состоялось торжественное открытие Центра туризма. В поселении планируют развивать это перспективное направление. Нефтяники, к слову, предложили организовать здесь экологический туристический маршрут с национальным северным уклоном, который бы включал посещение стойбища, знакомство с жизнью и бытом коренных жителей Ямала. «Запрос на такую услугу существует, – уверен Олег Тяпов. – Она будет очень популярной как у жителей наших городов, так и у гостей Ямала».

Не Харампуром единым

Если кому-то сотрудничество нефтяников и КМНС в отдельно взятом Пуровском районе далекого ЯНАО покажется уникальным, расскажем о другом регионе и о другом предприятии «Роснефти» – Восточно-Сибирской нефтяной компании (ВСНК), работающей в Красноярском крае.

Хотя «Пурнефтегаз» от ВСНК и разделяют примерно три тысячи километров, подходы во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами тем не менее очень и очень схожи. Что неудивительно: принципы социальной политики у НК «Роснефть» не зависят от географического положения, объемов добычи, территориальной близости головной компании.

У администрации Эвенкийского муниципального района, например, тоже есть соглашение о сотрудничестве с ВСНК, есть договор о благотворительности, компания регулярно выделяет средства в Фонд развития Эвенкии. «Половина этих средств идет на помощь Союзу родовых общин в виде компенсаций за родовые земли, другая половина – на приобретение техники и оборудования для сельских поселений на нашей территории», – рассказывает Петр Суворов, глава Эвенкийского муниципального района. – Нефтяники помогают во всех сферах жизни, многим нашим жителям – даже в частном порядке. Например, с трудоустройством или с прохождением практики – студентам Сибирского федерального университета».

Рядом с Юрубчено-Тохомским нефтегазоконденсатным месторождением, промышленную добычу углеводородов на котором ВСНК готовится начать в ближайшее время, есть поселок Ашарово, жители которого весьма активно контактируют с компанией. Родовые общины, занимающиеся охотой, рыболовством, заготовкой древесины, регулярно получают от нефтяников ГСМ, запасные части для снегоходов и лодочных моторов.

По словам Виталия Коптелко, руководителя Союза родовых общин Эвенкии, у Красноярского края в целом есть соглашение о сотрудничестве с ВСНК. Перечисляемые средства идут на приобретение бензина, на завоз продуктов, на возмещение учебы студентов. «Часть средств идет на помощь Союзу родовых общин в виде компенсаций за родовые земли, – рассказывает Коптелко. – Это земли, которые исторически принадлежали нашим народам, семьям».

Комментарии
Прямой эфир