Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Интернет и технологии
В России разработали виртуального режиссера
Мир
Американский постпред при ООН не упомянула США в контексте бомбардировок Нагасаки
Мир
Белый дом заявил о разработке механизма изъятия замороженных российских активов
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Рябков объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Недвижимость
Цены на аренду элитной недвижимости в Москве рекордно выросли
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Небензя назвал целью резолюции США по ядерному оружию в космосе очернение РФ
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Экономика
Совфед заблокировал проект о запрете спиртного в прикассовой зоне
Мир
Замглавы МИДа Панкин пообещал ответ в случае конфискации активов РФ
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В США допустили отказ от помощи Украине до выборов
Мир
Политкоординатор РФ в СБ ООН указала на политизированность дипломатов США

Форма насилия

Журналист Арина Холина — о том, надо ли добиваться единообразия в школах
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 1992-м в России отменили школьную форму. Для учеников это событие было таким же важным, как конец железного занавеса или падение Берлинской стены.

Я закончила школу в 1991-м, поэтому сопереживала на расстоянии. Но, если честно, я и до сих пор содрогаюсь, вспоминая эти коричневые платья, которые можно было купить только два раза в год. А дети, знаете ли, растут. И вот оно уже жмет в подмышках. А весной, когда на дворе плюс 20, в шерстяном платье жарко. Тесное шерстяное платье весной. Не только некрасиво, но и негигиенично.

Потом, в старших классах, ввели синие костюмы — юбка и пиджак. Это было некоторым облегчением, так как прямо на тело уже можно было надевать собственно одежду.

Но форму все равно ненавидели. Она лишала тебя комфорта и стиля. В чем, кажется, и есть ее смысл. Ты в школу ходишь не развлекаться и не расслабляться. И чем туже у тебя петля на шее или чем резче жмет, тем, видимо, это лучше влияет на умственную деятельность. Наверняка есть прямая связь, просто мы об этом не знаем.

Видимо, чиновники лучше осведомлены — поэтому и решили внести в Госдуму законопроект о введении школьной формы, которая может стать обязательной с 1 сентября 2013 года. Они там сейчас это обсуждают.

С одной стороны, лично для меня именно так и выглядит работа идеального государственного учреждения. Я так это вижу: чиновники целыми днями решают такие проблемы, как школьная форма, светофоры для велосипедистов, высоту бордюров, уличный Wi-Fi, количество сахара в газировке. Прекрасный мир, где проблема, например, бездомных животных заключается в следующем — депутаты спорят, кормить ли в приютах собачек парной говядиной или все-таки специальным собачьим кормом.

Но пока наш мир... такой, какой есть, эти школьные инициативы выглядят как полная бессмыслица. Конечно, чиновники говорят, что этот проект дает возможность реанимировать легкую промышленность. Такие заказы принесут около 36 млрд рублей. А мы, видимо, должны этому радоваться так же искренне, как и тому, что в Тольятти до сих пор работает автомобильный завод.

Давайте вообще сделаем всё возможное, чтобы производить как можно больше плохих вещей. Это ведь так гуманно.

Да лично я ради поддержки портних из Иваново готова сама ходить в форме — круглый год. Даже спать в форме. Мне ведь что от жизни надо — чтобы фабрики, которые делают плохую ткань, и чтобы модельеры, которые придумывают некрасивую одежду, и чтобы швеи, которые из нее шьют некачественные вещи, имели свой кусок хлеба. Всякий раз, покупая тряпки в COS или в Barbour, я прямо-таки страдаю, что это всё не сшито из материй Трехгорной мануфактуры. На душе, знаете, тяжело.

Что там любят наши чиновники, кстати? В самом скромном варианте Kiton, как я понимаю?

Давайте же начнем с них! Пусть, например, Вячеслав Зайцев нарисует им форму, а наши портнихи ее отошьют. Я уже представляю, как будут выглядеть фигуры многих депутатов в этих шедеврах массового производства. Пусть они подадут нам всем пример.

У меня есть знакомые русские дизайнеры. Я видела, как они лезут на стенку из-за  закройщиков и швей. Качество приходится контролировать каждую секунду. И речь не идет о дорогой одежде, нет. Массмаркет.

Ну, и вот я могу себе представить, что получится из этой школьной формы. Ведь никто за государственные деньги не будет дышать в затылок мастерицам, проверяя каждый шов, каждую стежку.

И детки опять получат неудобную, противную форму, которую они будут ненавидеть каждый день, каждый час.

К тому же, признаться, все эти мифы о том, что форма уравнивает, — их придумали люди, которые живут в темной норе. Дети всё знают друг о друге. У кого какие мама и папа, на какой машине кого привозят. Неравенство — оно и в телефонах, и в школьных сумках, в обуви, в каникулах, в количестве туалетов в квартире, в спортивной форме и в пеналах.

Нет никакого равенства, понимаете? Пиджак и юбка в клетку ничего не меняют.

В общем и целом аргументы за форму выглядят так: «Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей».

Прочитав или услышав такое, хочется демонически хохотать. «Приводит к сплоченности?»

«Люди! Вы в каком мире живете?» — хочется спросить их.

Да какая сплоченность, если контрольную по алгебре каждый пишет за себя? Это не спорт, не волейбол. Здесь оценку за диктант получает не класс, а каждый по отдельности. И здесь умные будут выделяться, а глупые — станут изгоями. Можно сколько угодно спорить, хорошо это или плохо, но, простите, небо — голубое, а трава — зеленая. Не красная и не синяя.

Люди — разные. Одни умные, другие — из богатых семей, третьи — красивые, четвертые — сильные. А еще есть неспособные, несимпатичные, бедные и ленивые. И никакая школьная форма этого не изменит. Особенно, простите, из Иваново.

Противники формы уверяют, что она подавляет индивидуальность. Это тоже не верно. Сама по себе форма ничего не подавляет. В принципе форма — это рабочая одежда, на которую капают чернила (уже не актуально), которая пачкается мелом и так далее.

Но вот философия, которую к этой уравниловке пришивают всякие депутаты, педагоги и просто активисты, — она, во-первых, совершенно бездарная, а во-вторых, опасная. Все эти идеи намекают, что плохо отличаться от других. Будь ты гений или, наоборот, бунтарь.

Это философия маленьких общин, где правят строгие тоталитарные (социальные или религиозные) правила. Будь как все. Не выделяйся. Ты не лучше других.

В Дании, например, такая философия привела к тому, что у молодежи огромные проблемы с творческой реализацией. Они просто не могут решиться. Они боятся отличаться от других.

И вот мы тут, в России, только стали расцветать, как из нового поколения опять намереваются сделать стадо. Опять они со своими тезисами «не хвастайся», «не будь эгоистом».

Детки. Возможно, школьной формы вам не избежать. Но, пожалуйста, хвастайтесь. Будьте эгоистами. Верьте в себя. Произносите: «Я гений!». Если вы зарветесь, вам устроят темную. И это научит вас понимать жизнь куда лучше, чем школьная форма.

Комментарии
Прямой эфир