Новости, деловые новости - Известия
Среда,
1 июня
2016 года

Перейти к делу

Перспективы введения экологического сбора на транспорт пока туманны

Фото: РИА Новости

Месяц назад Владимир Путин предложил заменить транспортный налог на экологический сбор. Если налоговое реформирование у нас действительно пойдет «экологическим» путем, то величина сбора будет зависеть не столько от объема двигателя, сколько от возраста автомобиля и экологического стандарта используемого им топлива (Евро-4, Евро-5). А если часть налоговых платежей войдет к тому же в стоимость бензина, то эффективнее будет работать и принцип социальной справедливости: твоя машина больше «ест» топлива, ты больше ездишь – больше и плати.

По данным статистики, сейчас в России более 50% всего автопарка составляют машины старше 10 лет, которые представляют собой угрозу в том числе и для экологии. Не случайно государство реализовывает специальную программу утилизации легковых автомобилей, в соответствии с которой только в 2011 году россияне взамен своей четырехколесной рухляди по льготной цене смогли выкупить 600 тыс. новых автомобилей отечественного производства. И тем не менее нужны дополнительные меры, стимулирующие население и бизнес обзаводиться более современными авто. Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Алексей Рахманов в этом отношении вообще ставит вопрос ребром: «Надо решить, что лучше – социальное благополучие сегодня или здоровье нации завтра».

К истории вопроса

Правительство еще в 2009 году приняло решение о повышении акцизов на топливо, взамен чего автовладельцам было обещано отменить транспортный налог. «Акцизы уже повышены, но и транспортный налог не только не отменяется, а даже повышается до максимума, – обеспокоен сложившейся ситуацией Сергей Канаев, представитель Федерации автомобилистов России (ФАР). – Этот процесс идет во всех регионах страны, за исключением Чечни, Дагестана и Ингушетии».

Уходить от транспортного налога планировалось постепенно, потому что он является серьезным источником пополнения региональных бюджетов. Многие специалисты считают, что отмена налога до сих пор тормозится именно по просьбе губернаторов. Недавнее сообщение о возможной замене транспортного налога вновь всколыхнуло общественность. Уж очень много недовольства и вопросов он вызывает: налог относится к региональным, и каждый субъект Федерации самостоятельно решает, сколько и как платить. Напомним, постоянное повышение региональными властями тарифов вызывало массовые возмущения автовладельцев от Калининграда до Владивостока. Но если в Калининградской области в итоге ставку на автомашины мощностью до 100 л. с. снизили с 13 до 2,5 рубля, то в Приморье тариф на автомобили той же мощности и сегодня составляет от 5 до 15 рублей в зависимости от возраста железного коня. Кстати, в Москве в 2013 году тариф на единицу мощности для автомобилей с двигателем до 100 л. с. вырос почти в два раза – с 7 до 12 рублей, а в Томске этот тариф составляет 5 рублей.

За отмену транспортного налога наиболее последовательно выступает ЛДПР. «Мы предлагаем ввести налог на транспорт в виде определенной прибавки к стоимости топлива, – комментируют свою позицию партийцы. – Поскольку топливо у нас и так дорогое, то этого с лихвой хватит, чтобы оплатить все расходы». Например, одно из последних событий, проводимых в рамках этой партийной кампании, – автопробег в Саратовской области под лозунгами: «Автомобиль не корова, хватит его доить», «Заплатил налог, а нет дорог».

Сомнения, сомнения, сомнения…

Что касается экологической эффективности будущей реформы, то большая часть опрошенных нами экспертов не готова обсуждать этот вопрос, так как пока многое непонятно. К примеру, на какие конкретно нужды пойдут взымаемые средства. Эксперты «Гринпис» полагают, что эконалог мог бы принести пользу и автолюбителям, и окружающей среде. «Вводить налог, зависящий от возраста автомашины, логично. Однако есть еще такой важный показатель, как качество дорог, – оно тоже влияет на состояние окружающей среды, – рассуждает Иван Блоков, директор по программам «Гринпис» в России. – Если у нас будут узкие и плохие дороги, то будет больше пробок и примесей машины будут «выбрасывать» больше. Налог, существующий сейчас, в том числе идет на улучшение качества дорог. Поэтому возникает вполне логичный вопрос: на что пойдет экологический налог?»

От Москвы до самых до окраин. Будет ли экологический сбор учитывать разницу в стоимости топлива в столице и на Камчатке?

От Москвы до самых до окраин. Будет ли экологический сбор учитывать разницу в стоимости топлива в столице и на Камчатке?

Фото: РИА Новости

Сергей Канаев считает, что ставка сбора должна быть понижающая: чем экологичнее авто – тем ниже ставка. Владелец гибридного автомобиля должен платить налог только за мощность двигателя внутреннего сгорания. Меньшим налогом должны облагаться и владельцы автомобилей мощностью не более 100 лошадиных сил, а электромобили вообще следует освободить от налога, считает эксперт. Основной целью введения экологического налога должно стать стимулирование покупки и производства экологичных автомобилей, а не наполнение бюджета.

Глеб Фетисов, лидер партии «Альянс зеленых», полагает, что замена транспортного налога на экологический не имеет ничего общего с защитой природы: «Власть начинает прикрываться святыми понятиями, чтобы под эгидой Года экологии решить свои фискальные проблемы». Смущают нашего собеседника противоречия: замминистра финансов Сергей Шаталов огласил, что новый налог может заработать уже в 2014 году, а переход на производство экологического топлива Евро-5 российскими НПЗ ожидается не ранее 2015 года. Прежде чем вводить экологический налог, считает Фетисов, Минфин должен в федеральном бюджете выделить отдельной строкой все те средства, которые поступят в казну от экологического налога, и проследить, чтобы они не пошли на затыкание различных финансовых дыр.

В свою очередь, в Минфине нам сообщили, что в кратко­срочной перспективе экологический налог вводить не планируется. Эксперты этого ведомства сосредоточены на создании предпосылок обновления транспортного парка, в первую очередь коммерческого. Все налоговые нововведения вступят в силу не ранее 2014 года.

А как у «них»?

В Европе большая часть дорожно-транспортных сборов перенесена на стоимость топлива. Параллельно там занимаются повышением стандартов на топливо и уменьшением расхода топлива на единицу пробега. «Это пути, которыми идет весь мир, – подчеркивает Иван Блоков. – Но одновременно нужно правильно регулировать рынок: вводить не только экологический налог, но и дополнительные налоги или сборы с топлива, в том числе за выбросы СО2, нужно, в конце концов, принимать общую политику по отношению к автотранспорту». Эколог предложил следовать европейскому опыту, делая ставку на общественный транспорт: «Он должен быть настолько удобным, чтобы люди предпочитали его личному транспорту. В Амстердаме поездка на общественном транспорте удобнее, чем на машине. Да, население там меньше, но расстояния те же, что и в Москве». Среди идей, достойных заимст­вования, Блоков отметил отгораживание выделенных полос общественного транспорта бордюром (учитывая «дисциплинированность» российских водителей, это нововведение очень актуально) – этим методом, кстати, пользуется Швейцария, обеспечение бесперебойной работы общественного транспорта, использование в городах «реверсивных» полос.

Тем временем

Впрочем, за идею пересадки автомобилистов на общественный транспорт давно ратуют и московские власти, но до сего дня затягивали с конструктивным решением. Возможно, именно сейчас настает время для конкретных действий. Тем более что это решит сразу две проблемы: разгрузит дороги и снизит выброс выхлопных газов в атмосферу. Поэтому в столице еще до введения экологического налога началась работа по созданию комфортного и экологически чистого общественного транспорта. Департамент транспорта Москвы стремится уменьшить нагрузку на дорожную сеть: меньше пробок, меньше выхлопов, удобные маршруты и график. Все это будет побуждать владельцев легковых автомобилей пересесть из водительского в пассажирское кресло общественного транспорта. А одна из задач эконалога как раз и заключается в стимулировании людей пользоваться общественным транспортом.

Например, уменьшить нагрузку на улично-дорожную сеть призвано внедрение низкопольных автобусов большей вместимости. Именно с этой целью совместно с ГУП «Мосгортранс» готовится пилотный маршрут № 22. Первые 9 автобусов повышенной вместимости и комфорта начнут курсировать по Москве уже в июле текущего года. Особенность маршрута – оснащение всего подвижного состава системой ГЛОНАСС, с помощью которой возможно будет контролировать график движения. Маршрут соединит Головинский район с метро «Динамо». Итоги пилотного проекта будут подведены осенью 2013 года.

Если власти от намерений благоустроить общественный транспорт перейдут к действиям, внедрение экологического сбора пойдет намного легче. А пока автолюбители, в отличие от экологов, могут вздохнуть спокойно: реформа, похоже, растянется на неопределенный срок и, когда дело дойдет до ее исполнения, многие владельцы автомобилей сами примут решение сменить старого железного коня на нового, экологически более чистого. Кстати, пример уже сейчас подает Управление делами президента, разместившее на сайте госзакупок тендер о закупке 70 электромобилей Mitsubishi i-MiEV. Пока процент таких «чистых» машин на российских дорогах очень мал, но с развитием инфраструктуры и ростом самосознания граждан маленькие электрические машинки будут «обгонять» своих более мощных, но неэкологичных бензиновых собратьев.

На днях Владимир Путин поручил правительству ускорить создание программы перевода автомобилей на газовое топливо и создание соответствующей инфраструктуры. Это еще один шаг в сторону экологизации транспорта. Понятно, что и налогообложение автомобилей, перешедших на этот вид топлива, должно быть  иным.

Есть российский электромобиль!

По предположениям западных аналитиков, к 2015 году рынок электротранспорта вырастет примерно в семь раз и достигнет $227 млрд. Первым в России был официально представлен  электромобиль Mitsubishi i-MiEV, за  два года было продано больше 100 машин стоимостью 1799 тыс. рублей.

Между тем на этом рынке уже представлена и отечественная автопромышленность: EL LADA — первый серийный электроавтомобиль производства АвтоВаз. Разработка обошлась в €10 млн, а стоимость серийного образца составляет 1250 тыс. рублей. В январе 2013 года АвтоВАЗ отгрузил первые пять электромобилей EL LADA из партии, производимой для Ставропольского края.

На правах рекламы
Известия // среда, 22 мая 2013 года

Перейти к делу

Перейти к делуПерспективы введения экологического сбора на транспорт пока туманны

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке