Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На Украине объяснили открытие второго центра рекрутинга в ВСУ «высоким спросом»
Армия
Генштаб ВС РФ пообещал не отправлять срочников весеннего призыва в зону СВО
Мир
Лавров дал понять, что не Макрону говорить о недоговороспособности России
Общество
Госдуму попросили решить проблему с доступом к коммуникациям в коттеджных поселках
Мир
Посол Антонов назвал непристойными заявления Байдена в адрес Путина
Мир
В Британии допустили скорое поражение Украины в конфликте
Армия
В общевойсковых армиях создадут мобильные группы по борьбе с дронами
Общество
Вильфанд предрек аномальное тепло в Москве в начале апреля
Мир
В постпредстве России заявили о перепредставленности Запада в СБ ООН
Мир
В США заявили о снижении риска эскалации конфликта на Украине
Мир
Лавров назвал Европу одной из главных пострадавших сторон в украинском кризисе
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Днепропетровской области и Черкассах
Мир
Полянский заявил о выдаче Косово карт-бланша на бесчинства против сербов
Мир
Лавров уличил Запад в отсутствии логики в обвинениях в адрес России
Мир
Авиация коалиции США четыре раза за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Общество
В России могут ввести блокировку публикаций в соцсетях видео с убийствами и пытками

Может ли онлайн-контент заменить бизнес-образование в аудиториях?

«Известия» попросили представителей двух бизнес-школ проследить, какие тренды ожидают этот рынок в эпоху доступных и, главное, бесплатных курсов из программы MBA в глобальной сети
0
Может ли онлайн-контент заменить бизнес-образование в аудиториях?
Фото: ИТАР-ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

БИЗНЕС-ШКОЛА ИЛИ YOUTUBE?

Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России

Сегодня в Сети можно найти много лекционного материала, который читают в лучших бизнес-школах мира. Выступления преподавателей из Кембриджа, Йеля, школ бизнеса Fuqua и HEC уже доступны на iTunes и YouTube. Стремление к самообразованию – хороший тренд, но скачанные или просмотренные онлайн-лекции не заменят полноценной программы обучения, они эффективны только в качестве вспомогательного инструмента или расширения кругозора в конкретной области знаний.

Распространение видеолекций в Сети – это и маркетинговый инструмент. Он дает зрителям возможность прослушать выступление профессора и понять, что они могут получить, обучаясь в бизнес-школе. MBA – это принятый во всем мире стандарт бизнес-образования. Для западных компаний диплом мастера делового администрирования означает наличие у сотрудника определенных знаний и навыков, поэтому глобальных изменений в формате программы не происходит. В качестве нововведений появляются дополнительные проекты и направления, призванные сделать обучение более практически значимым для ее участников. Наличие в Сети лекционного материала других бизнес-школ часто стимулирует спрос на новые программы.

Любая образовательная программа создается профессионалами, которые знают целевую аудиторию и процесс организации обучения. Например, в программе EMBA есть 15 модулей, посвященных разным областям бизнес-образования, каждый из которых составляет неотъемлемую часть программы. Однако MBA – это не только лекции профессоров, это процесс развития, обучения, формирования навыков, тренировка нового стиля мышления. Разбор бизнес-кейсов невозможен в формате просмотра ролика на Youtube именно потому, что в нем должна быть задействована группа слушателей, которая придумывает решения, обсуждает, спорит, находит новые идеи. Согласитесь, в такого рода процессе невозможно полноценно принять участие и по Skype.

Например, среди нововведений нашей школы экономики – такие процессы, как MBA Live («MBA вживую») и Leadership Intelligence (направление по развитию лидерского потенциала). На MBA Live слушатели решают текущие проблемы компании в сотрудничестве с ее руководством и с использованием реальных теоретических моделей. Leadership Intelligence помогает слушателям развить лидерские качества: начиная с совершенствования ораторских навыков и заканчивая персональной стратегией развития для достижения успеха.

Если говорить о трендах, то очень часто поступают запросы на посещение учебных модулей в тестовом режиме для знакомства и общения с преподавателями. Для людей из регионов России иногда бывает сложно приехать на модули. Именно поэтому мы недавно запустили серию вебинаров. Эта практика сразу оказалась успешной. Потенциальные слушатели, которые выбирают программу, могут пообщаться с преподавателями, понять для себя, какой уровень качества предоставляет школа. Вебинары – это еще и один из способов поддерживать коммуникацию с выпускниками, так как они тоже имеют возможность подключиться и послушать выступления любимых преподавателей.

Однако необходимо сознавать, что прослушивание лекций с экрана монитора не заменит полноценного и системного образования. Это скорее фрагментарные знания, в то время как европейский диплом MBA обладает ключевыми преимуществами, которые вы не получите, прослушав несколько лекций в интернете. Очные программы обучения для многих становятся своего рода социальной ареной, где у каждого из участников есть возможность обмениваться идеями, контактами, находить партнеров для бизнеса, решать свои деловые задачи на качественно новом профессиональном уровне. Поэтому, например, мы не запускаем дистанционный формат MBA.

Любое обучение – в интернете или в аудитории – становится очередной ступенью в развитии. Важно, чтобы участник программы или просто пользователь Сети понимал, с какой целью он тратит свое время и просматривает тот или иной курс. Наши выпускники, которые уже закончили программу EMBA, постоянно продолжают учиться и совершенствовать свои знания и навыки. Многие из них успешно пользуются различными интернет-ресурсами и смотрят лекции известных профессоров со всего мира. Таким образом они поддерживают себя в тонусе, оставаясь в курсе последних событий в той или иной сфере бизнеса. И здесь можно провести параллель с обучением иностранному языку, когда человека погружают в языковую среду, предоставляя ему учебный контент в видео- и аудиоформатах, предлагают читать литературу на языке и общаться с его носителями. Но невозможно сохранить свободное владение иностранным языком без постоянной практики. Так и в бизнес-образовании. К сожалению, знания также имеют срок амортизации. Видеолекции – хороший инструмент для получения самой новой информации в профессиональной сфере, для узнавания о новых тенденциях и инновациях, которые происходят в глобальном бизнес-сообществе.

Мир бизнеса, как и мир знаний, меняется с фантастической скоростью. Часто материалы, выложенные в интернет, содержат данные прошлых лет и не дают системных знаний. В то же время ценность MBA – в актуальных знаниях, кейсах, историях успеха. Мир не стоит на месте, а изменяется с невероятной скоростью, и, чтобы быть успешным, нужно принимать участие в реальных процессах – здесь и сейчас. Люди свободны в своем выборе, они могут пробовать разные направления, разные продукты на рынке бизнес-образования. Но MBA – это инвестиции в себя, поэтому к выбору формата обучения или учебного заведения нужно подходить с точки зрения собственных ценностей и приоритетов развития.

CLICK, CLICK – И СТЕПЕНЬ MBA?

Евгения Овасапян, директор департамента корпоративного обучения Московской школы управления «Сколково»

Как изменится само понятие бизнес-образования и за какие знания компании в дальнейшем будут готовы платить? Прослушать курс лекций от MIT Sloan или Оксфордской бизнес-школы – это сегодня вполне реально даже для среднего россиянина. Чтобы увидеть профессоров лучших учебных заведений мира, не обязательно покидать пределы России или копить немалые деньги – крупнейшие университеты выкладывают свой теоретический контент на сайты.

Одновременно появляется все больше образовательных ИT-стартапов, с помощью которых можно подобрать собственный курс лекций по интересующим темам. Традиционно все бизнес-школы мира конкурировали в одном очевидном сегменте – в содержательной, теоретической части образовательных программ. Лучшие профессора и преподаватели перекупались, за них сражались, пытаясь сделать их частью бренда собственной бизнес-школы. Даже рейтинги лучших бизнес-школ и университетов мира всегда учитывали то, какими преподавателями владеет учреждение и сколько теоретических исследований и работ они опубликовали в научных журналах за последний год.

На фоне этой борьбы в школах и университетах редко задумывались, что чем более именитого профессора они покупали, тем более оторванной от практики была преподаваемая им теория. Конкуренция за содержательную часть обучения до сегодняшнего дня создавала некоторое напряжение в бизнес-школах разного уровня, однако ситуация быстро меняется. Понятно, что самый качественный контент всегда был только у ключевых игроков образовательного бизнеса. Но что делать теперь, когда этот контент стал общедоступным? Чем смогут бизнес-школы привлекать студентов и компании в условиях, когда все люди могут прослушать бесплатный курс лекций самых известных профессоров мира?

В поиске лучших

Война за мозги в мире не просто продолжается, она – обостряется с каждым днем. Но постепенно уходят в прошлое ситуации, когда компании, особенно западные, были готовы оплачивать образовательные программы и курсы своих сотрудников. Забастовки работников, желающих получить гарантии на «вечное» трудоустройство со стороны частных компаний, стали редкостью даже в самых консервативных странах Европы. В остальном мире молодые люди стремятся менять работу в среднем раз в три-пять лет. И компаниям уже невыгодно тратить по €20–90 тыс. на MBA-менеджеров, которые, поумнев за время обучения, покидают своих работодателей сразу после окончания образовательных программ.

С одной стороны, бизнес-школы это может привести к риску сокращения количества студентов. С другой – это безбрежный океан возможностей: ведь если вовремя уловить появляющиеся тенденции и предложить рынку новые технологии обучения, способные обеспечить интерес к бизнес-образованию, можно занять ключевую позицию в образовательном бизнесе. Одним из таких форматов стали программы Executive Education корпоративного формата, в основе которых лежит уже не теоретическая база, а практический подход, учитывающий задачи компании.
История в деталях

Само понятие корпоративного обучения уже не ново. В США так называемые программы Executive Education появились еще в 1944 году, но тогда под этими словами понималось исключительно развитие индивидуальных компетенций сотрудников. Работодатели платили бизнес-школам за то, что их менеджерам прививались навыки ведения переговоров и лидерские качества. Это продолжалось полвека, причем спрос был очень велик: если в 1999 году, по некоторым данным, бизнес-школы мира предлагали порядка 63 программ корпоративного обучения, то в 2001 году их количество выросло до 121 программы, а объем рынка составил порядка $800 млн. Спрос подгонял предложение, и у компаний было много свободных средств. Но после кризиса 2008 года все изменилось. Организации оказались в условиях жесткой конкуренции, и ценность этого типа обучения стала падать.

Сегодня главное, о чем думает компания, – это решение собственных стратегических задач. И все чаще она сталкивается с тем, что, несмотря на обилие в штате дипломированных специалистов, решать эти задачи некому. Поэтому традиционные образовательные методы и техники уже не так привлекательны для компаний, что привело к сокращению спроса на открытые программы, предлагающие поработать над определенными навыками. Между тем спрос на корпоративное образование растет на десятки процентов в год. Чего же ждет рынок? Ответ прост: новых образовательных технологий, предлагающих компаниям решение их конкретных бизнес-задач. И фокус бизнес-школ меняется соответственно: с производства контента – на развитие людей под конкретные задачи, что переводит модель бизнес-образования на совершенно другой уровень – выход на рынок консалтинговых услуг.

В этой сфере основным конкурентом бизнес-школ и корпоративных университетов становятся, как ни странно, именно консалтинговые компании. Тем не менее у бизнес-школ перед консалтингом есть серьезное преимущество.

Консалтинг vs бизнес-школа

Обращаясь к услугам консультантов, компания получает довольно развернутый ответ на те вопросы, которые перед ней стоят. Как правило, результат такой работы представляет собой очень подробный отчет с рекомендациями, и реже эти рекомендации доведены до этапа внедрения. Этап внедрения уже реализуется компанией самостоятельно, а чаще всего – остается именно на стадии обсуждения рекомендаций, поскольку в организации отсутствует команда, способная внедрять полученные рекомендации и доводить их до проектов.

Бизнес-образование предлагает рынку новый подход, способный не только найти ответы на вопросы компании, но и подготовить команду для дальнейшей проработки. Некоторые бизнес-школы мира уже перешли на создание специальных, клиентоориентированных программ корпоративного обучения, разрабатываемых индивидуально под задачи заказчика. Каждая такая программа создается для решения проблем конкретной компании: определяются актуальные темы, приглашаются преподаватели, набираются спикеры, бизнес-эксперты и составляется набор практических курсов. При этом от программы требуется не только подбор тех менеджеров, которые впоследствии смогут возглавить процесс внедрения изменений, но и высокая вовлеченность в процесс высшего руководства, с целью транслирования тех стратегических инициатив и задач, которые планируется реализовать в будущем. По итогам такой программы компания получает как реальные проекты изменений, нацеленные на решение конкретных задач, так и команду лидеров, способных довести эти изменения до конкретного результата.

Может ли онлайн-контент заменить бизнес-образование в аудиториях?

Модель, которая, на первый взгляд, кажется столь утопичной, успешно реализована и применяется в Московской школе управления «Сколково» с 2006 года. За это время обучение по корпоративным программам бизнес-школы прошли такие компании, как «Евраз», ОАК, «Газпромнефть», ТНК-ВР, МТС и др. При этом у школы отсутствует собственная штатная профессура, поскольку в нынешних условиях в основе клиентского предложения должны лежать понимание заказчика и возможность выбора элементов программы, включая академическую часть, экспертный состав и методики работы по программе для решения индивидуальных вопросов заказчика. Новое знание должно рождаться в классе, ведь любую лекцию любого профессора можно послушать дистанционно. Преподаватели и профессура должны подстраивать свой материал под нужды клиента – таким образом эти теоретики также становятся своего рода практиками. Аудитория бизнес-школы становится местом, где решаются прикладные задачи, чтобы потом быть внедренными в повседневную жизнь.

Преимущества подобного образовательного подхода как для компании, так и для ее сотрудников очевидны. Организация в результате обучения получает не только решение своих задач, но и тех людей, которые эти решения будут внедрять. Критерием успеха может служить то количество проектов, которые будут запущены в стенах заказчика по результатам обучения. Кроме того, сотрудники, прошедшие такую корпоративную программу обучения, вряд ли захотят покинуть стены своей родной компании: по итогам обучения у них открываются широкие перспективы: новые интересные проекты, возможности для их реализации и шанс подняться по карьерной лестнице.

Таким образом, формирование общей образовательной платформы для решения прикладных задач компании, а не превалирующее теоретическое образование – это сильное изменение фокуса бизнес-обучения. И в ситуации, когда лучший контент выложен онлайн и бесплатно, конкуренция за знания с приставкой «практические» будет еще очевиднее.

Комментарии
Прямой эфир