Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Армия
Главком ВМФ РФ прибыл в Китай на симпозиум ВМС стран западной части Тихого океана
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и районе Черноморска
Общество
Военкор RT рассказал об идее создания Ереминым мурала в аэропорту Донецка
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
В Польше организовали акцию против отправки войск на Украину
Общество
Гражданина Украины задержали в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Мир
На Украине сотрудник военкомата открыл огонь в попытках отбиться от группы людей
Общество
Уровень воды в реке Ишим достиг 997 см и побил рекорд семилетней давности

Грустные встречи

Писатель и журналист Игорь Мальцев — о том, стоит ли радоваться возвращению грузинского вина
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сто лет мак не родил, к нам вернулось, к нам вернулось грузинское вино, дорогой.

Порадовались? Ну а теперь всё, что я скажу, не понравится почти никому. Потому что пьющее население живет в некоторых мифах и легендах, и благодаря этому вина ближнего пограничного зарубежья пользовались каким-то спросом. Да-да, все эти рассказы о том, что в какой то грузинской деревушке, на какой-то шикарной свадьбе под «Биндисфериа софели» пил та-а-а-кое вино, просто отпад.

Конечно, когда на полках стояла только водка, до которой еще не добрались ручонки Лигачёва, и портвейн «три топора» с таким же отвратительным пойлом из Краснодарского края, контраст был слишком велик. В пользу домашнего виноделия, которое у нас привыкли считать вином типа киндзмараули-ахашени-саперави-хванчкара бла-бла-бла. Потому что хуже «Агдама» только атомная война, но к той хотя  бы готовили со школы, а к потреблению вина простой советский молодой человек был не готов. И «Солнцедар» в несколько точных ударов Кассиуса Клея вышибал уже ему мозги. Конечно, на таком фоне компот, который с любовью называется вином, да еще с легким налетом эксклюзива, легко завоевывает сердца. И остается в героических рассказах современников — кто чего, сколько и с кем. Есть же люди, которые завтра будут рассказываать, что «Жигули» лучше «Форда» просто «потому что лучше». Точно в такую веру, не терпящую ереси, превратились воспоминания о грузинском вине. Но если честно, то трупик мечты гальванизировали малоприметные герои, которые стали продавать испанское балковое вино под видом грузинского вина. Некоторые разливали под Москвой, а некоторые заморачивались и аж в Германии вершили свой славный купаж. Кстати, ничего дурного в этом нет. Испанский балк (от слова bulk — навалочный груз) — это такая мешанина виноматериалов с сотен разных хозяйств — ну почти как в Краснодарском крае. Есть, правда, одно отличие: вином от безвестного баскского крестьянина отравиться невозможно. За палево ответит ассоциация виноделов уезда Риоха.

Это всё было очень вовремя, потому что прямое сравнение с тем, что появилось на прилавках из Франции, Италии, Чили, Австралии, миф бы не выдержал. А так испанщина боролось сама с собой под разными брендами. А так называемое настоящее, прямо «оттуда», с гор Кавказа, имело всё-таки довольно сдержанное нишевое потребление.

А с некоторых пор винокомпот вообще пал жертвой политических игр. Я лично был против запрета на импорт грузинского вина (чем бы оно ни являлось) как инструмента давления. Но я был за по чисто техническим и прочим неполитическим причинам. И теперь, спустя шесть лет, оно возвращается по тем же причинам, по которым было запрещено. Поменяли Мишико — получите подарочек. И я против этого. Русский винный рынок — объект постоянного давления со стороны государства, ЕГАИС, поборов и теневого дележа между силовиками, получил шестилетнюю передышку от винных даров и прочих соседних данайцев.

Как говорит русско-итальянско-болгарский энолог Биссо Атанасов, «нишу тут же заняли болгары, что привело к падению качества вина на экспорт и массовому перепрофилированию «опять под Россию» (от чего болгары сейчас страдают снова). Потом их стали вытеснять российские балочники (балк, разлитый в России, конкурирует именно с трэшевый Болгарией). Потом усилила свои позиции Украина, потом вернулась сама Молдова».

Что касается Грузии, то ниша «престижного трэша» изначально была не занята. Потом за дело взялась пророссийская Абхазия, которая, находясь в состоянии войны и, соответственно, забросив все свои виноградники и винзаводы, разливая и разбодяживая чужой балк, вошла в десятку экспортеров вина в России по объему, а по параметру евро/литр вина вообще ее возглавила, оставив далеко позади Францию.

Так что Грузии, если они решат вернуться в дорогой сегмент, придется в первую очередь выталкивать оттуда Абхазию, а это будет непросто, ибо у абхазцев маржа куда шире и в магазинах они стоят крепко, просто так свои позиции не отдадут. И неизвестно, станет ли покупатель брать «Грузию» по 150 рублей или не станет.

Очень жалко, что дешевое вино из того же  балка в португальских сетях стоит 0,75 евроцента (30 рублей). Жалко, что только лишь мало кто сообразил, что возить приличное вино из той же Португалии и для здоровья полезней, и для кармы.

В то же время думается, что мало что изменилось в технологии изготовления вина на территории Грузии. Мало что изменилось в селекционной работе. Кстати, в Грузии это понимают, равно как и то, что легче подробно объяснить, что кахетинское виноделие — это совсем вам не европейская традиция. И виноград давим с косточками, веточками и прочей ботаникой, и танинов, конечно, больше, и полифенолов, которые потрясающе полезны для организма. И вообще — нашему виноделию 8 тыс. лет, а Бургонскому — от силы со времен последнего римского солдата. Пиар-поддержка инвазии грузинского вина лучше самого вина. Потому что написать «полифенол продлевает жизнь и улучшает в организме всё, что можно» — это одно, а встать с чудовищным похмельем — это совсем другое.

«По сравнению с бургундскими винами кахетинские далеки от идеала. Но на самом деле это просто разные образцы». Ну да — главное, с какой точки зрения глядеть. Думается, что с точки зрения ВАЗа «Лада» — это просто альтернативная версия «Мерседеса».

Я понимаю, что полусладкий компот лечхумийского стиля, от сахара которого хомячка разрывает на части, тоже найдет своего любителя, и в этом нет ничего плохого: пусть расцветают сто цветов на нашем винограднике. Не смогли выдержать бан, получите. Но ведь упущено шесть лет для русского рынка, чтобы создать нишу дешевого качественного вина за счет новых для нас стран-производителей. Тех, что прошли уже все кризисы и давно поняли, что делать: сажать новые виноградники, тратить миллионы на оборудование и главное — понимать, что ты хочешь сказать граду и миру. Или работать над собой — или ждать политических решений холодного соседа.

Комментарии
Прямой эфир