Марианна Слот: «Ларс фон Триер боготворит Тарковского»
Членом жюри завершившегося в Иваново и Плесе фестиваля «Зеркало» была Марианна Слот — французский
продюсер датского происхождения, на протяжении многих лет работающая с Ларсом
фон Триером. С Марианной Слот встретилась обозреватель «Известий».
— С вашей точки зрения, продюсеру независимого европейского кино сейчас тяжелее или легче
работать, чем, скажем, в 1990-е и нулевые?
— Найти деньги на независимые
проекты тяжело было всегда, тем более для продюсеров, которые, подобно мне, работают с «хардкорд-артхаусом». Даже телеканалы, которые раньше поддерживали
такого рода кино, сейчас изменили свою политику.
— И это касается даже таких
больших звезд, как Ларс фон Триер?
— Конечно, нет. Ларс — великий
режиссер, и тут совершенно другая история. И поскольку мне выпали счастье и
честь работать с ним уже в течение многих лет, могу сказать: мы всегда пытались
скомпоновать бюджет его фильмов таким образом, чтобы Ларс мог ощущать абсолютную
независимость. Конечно, это нелегко, особенно если учесть, что в финансировании
его картин всегда принимают участие несколько стран, но такова наша стратегия.
— Вы лично как продюсер не
являетесь частью студии фон Триера «Центропа»?
— Нет. Хотя я по
происхождению датчанка, я уехала в Париж в 1987-м, и там несколько лет спустя
создала свою компанию Slot Machine. Моя компания
сотрудничает с «Центропой» очень тесно, причем не только на фильмах Ларса.
— Как получилось, что вы
стали работать с фон Триером?
— Я всегда им восхищалась, была
знакома с его продюсером Петром Ольбеком Йенсеном, и когда они начали создавать
свою компанию, заявила, что хочу с ними работать. Они сказали: «Хорошо, мы
подумаем», а потом стали сотрудничать не с моей, а с другой французской компанией. Но длилось это недолго: они быстро открутили все назад. Позвали меня на обед с
икрой и водкой — там мы и ударили по рукам. С тех пор мы работаем вместе.
— Мы очень мало знаем о
проекте «Нимфоманка»: информация поступает редко и дозированно.
— И вы хотите выведать у меня
побольше? Единственно, что могу сказать: этот фильм, он… По-моему, все фильмы
Триера прекрасны, но здесь в своем исследовании киноязыка он пошел еще дальше,
и это очень, очень интересное кино. Могу пообещать, что вы не будете
разочарованы.
— Картина выйдет в двух версиях?
— Фильм, который появится на
экранах в декабре, будет состоять из двух частей — по два часа каждая.
— Когда прошла информация о
том, что «Нимфоманки» не будет в Канне, возникло
много разных слухов, что, может быть, на самом деле это отголосок скандала
двухлетней давности — когда Триер якобы заявил о симпатии к Гитлеру.
— Это всё спекуляции. Триера после
истории с той знаменитой пресс-конференцией отлучили от Канна на год. И этот
срок уже давно истек. А фильм действительно не готов. В мае я видела версию сборки,
но длилась она шесть часов. Так что до премьеры в декабре предстоит проделать
очень много работы.
— На следующий день после
его отлучения от фестиваля я спросила, не боится ли он, что многие
звезды теперь откажутся у него сниматься. Он ответил: «Ну, я всегда могу рассчитывать
на Удо Кира».
— И Удо Кир в «Нимфоманке» действительно играет! Но, конечно, он не единственная звезда этого фильма. В главной роли — Шарлотта Генсбур, плюс там совершенно фантастическая работа Шии Ла Бефа, плюс Дэниэл Дефо, Ума Турман. Для актеров работа с Ларсом — это уникальная возможность и потрясающий опыт.
— Можете сказать, какой
бюджет у этого фильма?
- Около €11 млн.
— Достаточно скромный, если
учесть, что на самом деле это две картины.
— Да. И он снял «Нимфоманку» за
11 недель, хотя сценарий был просто непомерной толщины. И это стало возможным
только потому, что Триер предельно точен и всегда знает, какой результат
хочет получить. А люди, с ним работающие, безоговорочно ему преданы. Я обожаю бывать
у него на съемочной площадке. Там всегда очень спокойно, всё происходит будто
само собой.
— У него уже есть идея нового
проекта?
— Да, но не имею права об
этом говорить.
— На фестивале «Зеркало» в
Иваново вы представляли фильм «Меланхолия». Как все прошло?
— Отлично! Зал был полон,
причем пришли люди разных возрастов, что, по-моему, важно.
— Как вам понравился
фестиваль в целом, работа в жюри?
— Плес — чудесный, по настоящему красивый город, здесь удивительная атмосфера, а в жюри у нас сложилась единая дружная команда. Я не первый раз в России, была членом жюри фестиваля «Завтра», очень хорошо здесь себя чувствую, мне кажется, у меня есть какая-то особая связь с вашей культурой.
— Фильмы Тарковского оказали
на вас влияние?
— Да. Для меня он один из
величайших мастеров кино. Перед тем как приехать на фестиваль «Зеркало», я села
и пересмотрела все его фильмы. И уже обладая тем опытом, который у меня
есть, увидела в них много нового. В том числе места, к которым
апеллирует в своих фильмах Триер. Вы же знаете, он боготворит Тарковского.
— А современное российское
кино, наших новых режиссеров вы знаете?
— Я познакомилась в Париже с Ангелиной
Никоновой и Ольгой Дыховичной, и мы подружились. Мне кажется, их «Портрет в
сумерках» — очень интересная работа. Они талантливые и активные, а фестиваль
«Завтра», который они делают, на мой взгляд, просто отличный. Особенно
дискуссии, обсуждение фильмов с молодой аудиторией. Помимо прочего, это еще и важнейший образовательный момент.