Вторник, 23 мая 2017
Экономика 1 июля 2013, 00:01 Иван Чеберко

«Система» дает Урличичу второй шанс»

Интервью

Председатель совета директоров ОАО «Ситроникс» Александр Гончарук — о новой структуре компании, ее президенте Юрии Урличиче и разногласиях с НП ГЛОНАСС

Фото предоставлено АФК «Система»

В начале июня бывший генконструктор системы ГЛОНАСС и экс-глава «Российских космических систем» Юрий Урличич возглавил компанию «Ситроникс», принадлежащую АФК «Система». В интервью корреспонденту «Известий» председатель совета директоров ОАО «Ситроникс» Александр Гончарук рассказал, как принималось решение о назначении Урличича (чье имя нередко связывают с уголовными делами, связанными с хищениями из ФЦП ГЛОНАСС), а также какие цели «Система» ставит перед новым топ-менеджером.

— Какие задачи акционеры «Ситроникса» поставили перед Юрием Урличичем?

— Нами принято решение выделить из РТИ (ОАО «РТИ» — холдинг, который создавался в рамках объединения всех активов «Системы», связанных с разработкой и созданием продуктов в области высоких технологий. В 2012 году были завершены сделки по интеграции ОАО «Концерн «РТИ Системы» и ОАО «Ситроникс». — «Известия») определенные компетенции бывшего «Ситроникса» в отдельную группу компаний. Такое решение принято в отношении компании «Ситроникс КАСУ», которая реализует систему проектов под общим названием «Безопасный город». Один из них — «Интеллектуальная транспортная система» (ИТС) Москвы.

Вторая выделяемая компания — это НИС ГЛОНАСС с дочерней группой компаний «М2М Телематика». Их основная тематика связана с внедрением ГЛОНАСС и развитием телематических технологий. НИС ГЛОНАСС сейчас начала работать как оператор с филиалами в десятках регионов. Вместе с ними будут выделены два промышленных предприятия в Зеленограде и расположенный там же логистический центр. 

Когда было принято решение о выделении активов, встал вопрос об их самостоятельной жизни в портфеле активов «Системы». Нужно активы эти упорядочить, организовать, определить сеть синергии, разработать стратегию. Для этого решено создать над этими компаниями управленческую надстройку, ею станет обновленный «Ситроникс» с Юрием Урличичем во главе.

— Почему именно он? Много было информации об уголовных делах, связанных с хищениями по ФЦП ГЛОНАСС. Учитывая, что генконструктором ГЛОНАСС был Урличич, вы не опасаетесь, что с точки зрения репутационных рисков приглашение такого топ-менеджера нанесет компании урон?

— Предвижу вопрос о предыдущем месте работы Урличича и о том, как он оттуда ушел. Перед тем как рассматривать кандидатуру Урличича, мы обратились в соответствующие инстанции и узнали, есть ли сейчас претензии к Юрию Матэвичу? Нам сказали, что к нему претензий нет. Это во-первых. Во-вторых, человек, возглавлявший «Российские космические системы», работал там над решением тех же задач, которые стоят сегодня перед компаниями «Ситроникса». Например, у НИС ГЛОНАСС сейчас главная задача — создать общую технологическую платформу для всех сервисов, которые будут востребованы в крупнейших регионах России и в других странах. В частности, в Индии, где НИС ГЛОНАСС также ведет бизнес. Подобные технологические платформы существовали в РКС, это буквально хлеб Урличича. Он знает, как это делать, вокруг него люди, которые это делали. 

— В Роскосмосе критиковали деятельность Урличича на посту главы РКС не только из-за скандала с нецелевыми расходами средств на поддержку ГЛОНАСС, но и как руководителя предприятия. В частности, Владимир Поповкин говорил о деятельности Института космического приборостроения, который входит в РКС, как о проблемном участке отрасли.

— Всегда можно сказать, что где-то в другой стране есть специалисты, которые создают лучшую технику. Но мы ориентируемся на нашу технику. Могу сказать, что не вижу сегодня более подходящей кандидатуры, чем Урличич, для решения задач, стоящих перед нами здесь и сейчас. Кроме того, «Система» часто подставляла плечо людям, испытывающим трудности, давала им второй шанс.

— Компании, выделенные в новый «Ситроникс», не назовешь благополучными. НИС ГЛОНАСС, например, очевидно не выдерживает планов развития инфраструктуры в регионах.

— Вот Урличич и будет эту работу организовывать. Раз отстали — будем догонять. «Система» имеет опыт развития компаний, которые сначала отстают, а потом становятся лидерами. Яркий пример — сотовая компания UMC на Украине. Когда мы ее приобрели, она по величине абонентской базы занимала второе место после «Киевстара» — со значительным отставанием. Мы поставили задачу перегнать и решили ее за несколько месяцев. К тому же в деле создания инфраструктуры в регионах еще никто особо не продвинулся. Пока там черепашьи бега идут, по результатам которых ранжировать компании преждевременно. Поставляется в основном недорогое зарубежное оборудование. Никто пока не обладает полным набором сервисов, ни у кого нет оригинальной технологической платформы. Первый, кто создаст такую платформу, получит временную монополию. Других средств вырваться в лидеры мы пока не видим. Главный вопрос сейчас — люди и их организация.

— Изменится ли стратегия НИС ГЛОНАСС после выхода компании из Некоммерческого партнерства ГЛОНАСС (НП ГЛОНАСС)?

— Нет. Партнерство — это еще не весь рынок. Кроме того, мы не считаем справедливыми итоги проведенного партнерством тендера, по результатам которого НИС ГЛОНАСС оказался в стороне от реализации проекта ЭРА ГЛОНАСС (система экстренного реагирования при авариях. — «Известия»). Мы считаем, что тендер был неправильно организован и проведен. Компания собирается оспаривать результаты этого конкурса. Не исключаю, что это будет сделано через суд. Юристы над этим работают. Если восстановить справедливость не удастся, мы подумаем о формировании каких-то альтернативных образований, которые будут претендовать на то, чтобы вести активную политику. 

— МТС также может выйти из НП ГЛОНАСС?

— Это дело МТС, мы их к этому никоим образом не принуждаем.

— Как идут дела с созданием ИТС Москвы? Когда проект стартовал, речь шла о том, что уже в 2012 году на остановках появятся информационные табло, где будет написано когда, придет троллейбус. Обещали сделать в интернете сервисы по отслеживанию нужных маршрутов транспорта. Но ничего нет.

— ИТС Москвы — это сложнейший проект. Фраза банальная, но это правда. Многое делается впервые. Что-то меняется по ходу создания, вносятся изменения в техзадания. По некоторым контрактам там есть отставание, но общее движение соответствует установленному графику.

— Урличич привел с собой команду в «Ситроникс»?

— Рассматривается целый ряд кандидатур. У нас есть принцип: не брать «Тимура и его команду». Опыт показывает, что если человек с командой приходит, он также с командой уходит. Поэтому мы сначала нанимаем Тимура, а потом по каждому члену команды принимаем совместное решение. Лично я встречался уже с шестью людьми, рекомендованными Урличичем, но имена назвать не могу, поскольку люди еще у нас не работают.

Наверх

Мнения

Наверх