Опрос «Известий»
Татьяна Ретюнская, частный психолог:
– Нет. Для обычных людей это очень дорогой вид транспорта, поэтому не думаю, что у вертолетного такси большое будущее и оно станет массово востребовано в ближайшее время. Вообще, я считаю оправданным использование вертолетов в городе только для экстренных случаев. Вертолеты должны быть на службе у специалистов МЧС, скорой помощи, у пожарных – таким транспортом надо пользоваться только тогда, когда речь идет о спасении жизни людей. Как практикующий психолог могу сказать, что жителей крупных городов и так постоянно гнетет масса проблем – плохая экология, высокий уровень шумов и постоянные стрессы. Все это оказывает чрезвычайно негативное влияние на физическое и психическое здоровье населения. Поэтому я считаю, что появление вертолетного такси, которое будет кружить над головами и без того нервных горожан, только усилит это негативное влияние и может привести к росту количества людей, страдающих страхами и фобиями.
Алексей Безбородов, глава аналитического агентства InfraNews:
– Не уверен. Вертолетное такси может быть востребовано, но только в том случае, если для него будет открыто небо над Москвой. Пока в столице полеты запрещены, будет очень сложно что-то развивать, потому что без Московского региона это совершенно бессмысленно. Скорее вертолетное такси имеет шансы на развитие в регионах России, и есть такие территории, где, думаю, эта услуга будет очень востребована. Например, Волгоград, Тюменский край или Владивосток.
Татьяна Милованова, руководитель учебной части Института экономики бизнеса:
– Я не уверена, что на вертолетное такси будет большой спрос, но, думаю, как услуга в целом она будет востребована, особенно в условиях московских пробок. Наверное, таким такси удобно будет воспользоваться людям, которым нужно срочно попасть в аэропорт или в ближайший город, расположенный километрах в трехстах от Москвы, чтобы избежать многочасового стояния в автомобильных заторах. Вертолет, конечно, очень эффективен при необходимости срочной транспортировки человека в медицинское учреждение. А как обычными такси вертолетами смогут пользоваться только очень богатые люди, которые могут себе позволить такие перелеты ради экономии времени, или туристические компании для проведения экскурсий. А почему нет? Есть же в Нью-Йорке такая услуга, так почему не сделать и у нас? Если цены будут приемлемыми для среднего класса, тогда полетать на вертолете над Москвой найдется немало желающих.
Алексей Яблоков, член-корреспондент Российской академии наук:
– Пока у вертолетного такси существует какой-то ограниченный сегмент рынка, думаю, спрос на такого рода услуги невелик. Но, безусловно, у этого начинания есть будущее. Я считаю, что эта услуга будет развиваться, и когда-нибудь каждый из нас сможет запросто вызвать вертолетное такси.
Елена Бакурина, директор по развитию компании GingerBrandMan:
– Будущее у вертолетного такси, безусловно, есть; проект уже существует и успешно развивается. Во многом этому способствовали законодательные изменения – в РФ была введена уведомительная система полетов, и теперь достаточно за час до вылета проинформировать диспетчера о своем маршруте. Как летчик-любитель, хочу заметить, что такие перемены положительно сказываются на развитии малой авиации в целом. Если говорить о Москве, то здесь немного другая ситуация – небо над столицей пока еще «принадлежит» военным и спецслужбам, а полеты частных вертолетов разрешены только на периферии города, в строго определенных воздушных коридорах. Но решить проблему московских пробок вертолетное такси в принципе неспособно, к тому же пока оно доступно очень узкому кругу лиц.
Владимир Тян, генеральный директор холдинга «Совтрансавто»:
– Проекты, подобные вертолетному такси, в России вполне реализуемы. Для этого есть и предпосылки, и аудитория. Предпосылки – это несовершенная дорожная инфраструктура и пассажирский сервис, аудитория – бизнес-класс, не желающий жертвовать комфортом и временем. Я думаю, что показательна ситуация с доставкой в аэропорты этим распространенным и достаточно утилитарным маршрутом. Существующая транспортная инфраструктура предлагает варианты, различающиеся не только по стоимости и скорости, но и по комфорту и статусу. И все они находят спрос – и аэроэкспресс (30 минут за 400 рублей), и VIP-такси с Wi-Fi – за 5000–8000 рублей, и вертолетное такси. Успех и масштабы проекта будут зависеть от тарифов и стратегии его участников. Думаю, что на определенных маршрутах вертолет вполне конкурентоспособен даже при тех стоимостных ориентирах, которые мы видим в анонсах в прессе. Если сервис в целом будет качественным и соответствующим статусу такого способа передвижения, то спрос будет.
Что касается коротких маршрутов в пределах Московского региона: если стоимость будет сопоставима с ценами VIP-такси и инфраструктура (взлетные площадки, время на согласование и прочее) не будет влиять на удобство сервиса, – проект вполне перспективный.