Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США

От Христа до наших дней за 360 страниц

Книга митрополита Илариона (Алфеева) «Церковь в истории» дает оптимистический обзор мирового православия
0
От Христа до наших дней за 360 страниц
Фото: Александра Сопова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Презентация книги главы Отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополита Илариона (Алфеева) «Церковь в истории» состоялась на Международной московской книжной выставке-ярмарке. До этого о воззрениях автора на церковную историю подробно узнали зрители телеканала «Культура», где весной был показан одноименный 10-серийный фильм.

В отличие от прочих «энциклопедических» трудов владыки Илариона «Церковь в истории» — книжка небольшая. 360 страниц с картинками. На заключительную главу «Православная Церковь на пороге третьего тысячелетия» отведено семь страниц (причем речь идет не только об РПЦ, но и о православии за рубежом).

Интонация этой главки напоминает комментарии диктора на демонстрации: вот мимо трибуны идут рабочие такого-то завода, а вот — студенты и преподаватели такого-то университета. Торжествующий голос автора перечисляет достижения и успехи православных: многие молодые люди постригаются в монахи или решают стать священниками, активно развиваются церковная богословская наука, иконопись, работают талантливые композиторы.

А вот на католическом и протестантском Западе, указывает историк, и «кризис призваний», и монастыри обезлюдели, и священников не хватает, и прихожан становится меньше. «Православная Церковь живет полнокровной духовной жизнью», — заключает митрополит Иларион. 

Не оспаривая этого тезиса, многие читатели все же задумаются: не стоило ли нарисовать картину для большей рельефности не одной золотой, а хотя бы двумя красками. Снижение количества прихожан в западных храмах, конечно, имеет место, как и рост того же показателя в России. Но тут стоит обратить внимание на цифры. В среднестатистическом городе американской глубинки «удельный вес» верующих, посещающих богослужение каждый воскресный день, сократился с 70 до 65%. А в аналогичных городах России он вырос — с 3 до 4–5–7%. 

Всё описание пути мирового православия в книге «Церковь в истории» ведет именно к идее сегодняшнего торжества и процветания. Начиная с ранней общины непосредственных учеников Христа и эпохи Вселенских соборов история христианства представляется как преодоление одной беды за другой: гонений, ересей и т.п. Так, с одной стороны, и было. С другой — некоторые проблемы Церкви все же возникали не извне, а «внутри».

Полемического посыла у большинства разделов книги, более чем наполовину посвященной православию в России, нет. Рассказывая, например, о Крещении Руси, митрополит Иларион не пытается ответить на высказывания некоторых историков и публицистов о насильственном крещении целых племен или городов. Зато упоминается «русская инквизиция» — сожжение заживо еретиков («жидовствующих»), совершенное по требованию прп. Иосифа Волоцкого в 1504 году в Москве и Новгороде.

Наиболее подробно (около четверти книги) описана история РПЦ синодального периода, т.е. от отмены патриаршества Петром I и до избрания патриарха Тихона в 1917 году. В эту эпоху Церковь последовательно притесняют все — от Петра и его преемников до Герцена. А она процветает и расширяется.

Приводится статистика: число верующих увеличилось с 10 млн в 1722 году до 98,3 млн в 1914 году. Почему же в 1917-м народ так массово обернулся против Церкви?

«Главный парадокс синодальной эпохи заключается в том, что будучи периодом наивысшего расцвета и расширения Православной Церкви, она в то же время стала периодом массового расцерковления высших слоев российского общества, прежде всего дворянства и интеллигенции», — утверждает митрополит Иларион.

Сначала Екатерина II насаждала вольтерьянство, потом так же извне и сверху насаждался атеизм, читаем в книге. Ни о каких ошибках Русской православной церкви, спровоцировавших этот парадокс, не упоминается. Даже ее полное огосударствление в синодальную эпоху (например, обязательная ежегодная исповедь для студентов и чиновников) считается ответственностью только государства, а не Церкви.

— Всякий историк пропускает исторические факты через призму своего мировосприятия, — сказал митрополит Иларион на презентации своей книги, но отметил и стремление к объективности. — Объективность предполагает максимальный отход от идеологических клише, от идеологических штампов. 

Вывод напрашивается сам собой: мировосприятие у автора «Церкви в истории» исключительно оптимистическое.

Комментарии
Прямой эфир