Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Конгресс США одобрил продажу Польше крылатых ракет
Мир
Мелони лично заявила Макрону о несогласии с его словами об Украине
Мир
Свыше 70 учеников и педагогов отравились в ходе школьной поездки на юге Италии
Политика
Лавров поспорил с Небензей о легитимности Зеленского
Мир
На севере Франции из-за шторма приостановили движение поездов
Общество
Министр культуры РФ заявила о неготовности включить цирки в «Пушкинскую карту»
Происшествия
Подросток пострадал при сбросе взрывчатки с украинского БПЛА по Донецку
Мир
Германия объявила о передаче Украине крупного пакета военной помощи
Общество
Двух мужчин наградили медалью «Доблесть и отвага» за помощь людям при теракте
Мир
Глава МИД Латвии Кариньш подал в отставку
Мир
В Польше временно разблокировали КПП «Угринов-Долгобичув» на границе с Украиной
Интернет и технологии
Роскомнадзор заблокировал 11 Telegram-каналов после теракта в «Крокусе»
Армия
«Адмиралтейские верфи» провели закладку автономного глубоководного аппарата для ВМФ
Общество
При теракте в «Крокусе» погиб начальник управления дорожного хозяйства Люберец
Мир
Минимум 11 человек погибли на Мадагаскаре в результате циклона «Гамане»
Мир
Умер экс-футболист «Ливерпуля» и сборной Англии Ларри Ллойд

Битва титанов

Необычный автоспорт прижился на Смоленщине. Надолго ли?
0
Битва титанов
Фото: Мария Мельникова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мы знаем, что автогонки – это прежде всего «Формула-1». Недавно в наш лексикон вошла новомодная аббревиатура DTM – после состоявшегося этим летом российского этапа, ну или вот еще известен «Дакар». На «Дакаре» много лет весьма успешно выступает российская команда «КАМАЗ-мастер», а кроме того, эту команду мы каждый год провожаем на российский же «Шелковый путь».

Перечисленные соревнования – это, пожалуй, уровень знаний об автогонках «продвинутого пользователя». Но даже люди, интересующиеся этим видом спорта, не все знают, что грузовики гоняют не только по пескам Южной Америки и степям Астраханской области, но и по вполне себе асфальтовой кольцевой трассе, и даже более того – в Смоленской области! Называется это просто: truck racing или – по-русски – гонки грузовиков.

У истоков

Как и у каждого значительного явления, у трак-рейсинга, или, если хотите, гонок грузовиков, есть своя легенда. Согласно ей все началось еще в 1970-е годы с нескольких сумасшедших водителей грузовиков, перевозивших имущество команд «Формулы-1». В какой-то момент им надоело чувствовать себя «водилами», а захотелось стать «Сеннами и Шумахерами», и они устроили гонки на тягачах прямо на формульных трассах, предварительно отстегнув прицепы.

Вполне возможно, что так оно и было. Официальной датой первого соревнования по трак-рейсингу считается 1985 год, до этого все развивалось довольно стихийно. Именно тогда написали правила и технический регламент, была разрешена контактная борьба, у зрелища появились первые зрители и поклонники. Тем не менее все развивалось на любительском уровне. Пока не пришли заводские команды. Для производителей участие в подобном чемпионате было отличной рекламой. Недорого и сердито. А когда Международная автомобильная федерация на несколько лет запретила участие грузовиков в ралли-рейдах, народ валом повалил в truck racing.

Впрочем, «грузовые гонки», как и все прочие, проходили те же стадии развития. Сначала любительская анархия, затем – попытка официальной легализации, этап, так сказать, гонки вооружений и, наконец, попытка договориться друг с другом. Гонка вооружений привела к тому, что между собой соревновалось лишь несколько заводских команд, и частникам это было совершенно неинтересно, так как дотянуться бюджетами до монстров они никак не могли. Но рейтинг соревнований и количество зрителей стали резко падать.

В результате в начале 1990-х появился еще один новый регламент, и опять не самый удачный. Но благодаря ему примерно через 10 лет truck racing самостоятельно модифицировался в свое современное состояние. Заводских команд в нем не осталось, зато сохранилось большое количество частных профессиональных коллективов, существовавших при поддержке производителей. Конечно, остались и любители – как же без них, и они во многом поднимают зрелищность и разнообразят представленные марки.

Из российской истории Truck Racing

Любопытно, но в этой дисциплине автоспорта мы – Россия – с самого начала шли чуть ли не в ногу с Европой. Уже через два года после первого официального чемпионата по truck racing в 1987 году на старт венгерского этапа впервые выходит российский пилот. Михаил Львов, до этого занимавшийся мотокроссом и автогонками на более традиционных автомобилях, решил себя попробовать в «большом» автоспорте.

На венгерскую трассу Хунгароринг Михаил по простоте душевной приехал из Питера за рулем серийного «МАЗа», на котором и собирался участвовать. Хотя уже в то время все команды готовили грузовики специально для гонок и привозили их на прицепах и фурах. По словам Львова, он тогда поразил всех тем, что, оставив в паддоке прицепленную к тягачу фуру и выкинув из кабины спальники и прочие пожитки, прямиком вышел на трассу. Естественно, гонку он тогда не выиграл, но впечатлений и информации получил огромное количество. Его сын Александр Львов, впоследствии пошедший по стопам отца, вспоминает, что Михаил Сергеевич, вернувшись после этапа домой, на целых три месяца уехал на завод МАЗ для строительства и подготовки гоночных автомобилей. Результатом стало несколько грузовиков, которые выходили на европейские трассы для соревнований на протяжении ряда лет. Сам Михаил Львов еще несколько лет участвовал в трак-рейсинге, а затем «передал руль» сыну.

Битва титанов

Впервые в истории России этап чемпионата Европы по гонкам на грузовиках состоялся в 2010 году и был приурочен к открытию новой трассы под Смоленском – Смоленского кольца. В этот же год на российский старт вышло и два отечественных спортсмена – уже знакомый нам Александр Львов и Михаил Коновалов. До подиумов они не дотянулись, но планку патриотизма для зрителей подняли очень высоко. В 2012 году в их компанию влился и еще один российский пилот – Юрий Егоров, выступающий за российскую команду Red Ice Racing («Ред Айс Рейсинг»).

С тех пор вот уже четыре года подряд в конце июля на трассе Смоленское кольцо проходит российский этап. Пилотов и команд в Россию приезжает немного – примерно дюжина. И это понятно: расходы, бюрократические процедуры и дальность пути не каждому оказываются по плечу. Но зато до нас добираются самые «сливки» гоночного мира, спортсмены, борющиеся за очки в десятке лучших и за место на подиуме, для которых пропустить этап означает априори подарить победу сопернику.

Так что самые главные знаменитости европейского трак-рейсинга вроде немца Йохана Хана и испанца Антонио Альбасете, вот уже много лет соревнующихся за чемпионский титул, а также другие фавориты гонки неизменно приезжают в Россию. И зрелище получается отменное!

Чудо-грузовики

Чудо техники, выходящее на старт такой гонки, можно назвать грузовиком с большой натяжкой. На самом деле это – конструктор, состоящий из нескольких основных элементов вроде рамы, шасси, кабины и ряда навесных агрегатов. Основные ограничения касаются веса тягача (не менее 5,5 тыс. кг) и объема дизельного двигателя (не более 13 л). Мощность такого тягача составляет порядка 1–1,5 тыс. л.с., крутящий момент – 6 тыс. Нм, а расход топлива – 100 л/100 км.

Битва титанов

Гоночные грузовики различаются по конструкции кабины пилота. Существуют капотные (например, американские Freightliner) и некапотные (например, MAN, Renault и др.) варианты. Кабина такого тагяча больше похожа на кокпит формульного болида. Внутри расположено более 60 различных датчиков, рычагов и кнопок, которые используются во время гонки. Так, например, для охлаждения тормозов придумана система водяного охлаждения. Из специальных резервуаров объемом 200 л вода впрыскивается на разгоряченные тормозные диски. В случае необходимости пилот может сделать это самостоятельно, причем у него отдельные тумблеры на каждую пару колес.

Правила для боев без правил

Как мы уже говорили, трак-рейсинг – редкий вид гонок, где контактная борьба не просто разрешена, но даже поощряется. Однако за совсем уж жестокие методы в борьбе за место пилотов могут оштрафовать. И при этом трак-рейсинг – один из наименее травмоопасных видов автоспорта. Говорят, что за всю его историю не было ни одной аварии с трагическим исходом.

Правила гонок для грузовиков очень просты. Каждый этап (а всего их каждый год проводится 10) состоит из четырех гонок – двух субботних и двух воскресных. Расстановка машин на стартовой прямой происходит по схеме, слегка приближенной к «Формуле-1». В первом сегменте квалификации определяется десятка лучших, а во втором, который тут называется «поул», эти лучшие распределяются по стартовым местам.

Во время первой гонки старт происходит «согласно купленным билетам», а вот во второй – в реверсивном порядке. Первые восемь спортсменов распределяются в обратном порядке. Сделано это для того, чтобы соревнования стали еще более зрелищными для публики: ведь теперь лидеры, стартующие с задних линий, должны будут прорываться вперед, дабы получить столь необходимые очки.

Квалификация и гонки проводятся с ходу, после прогревочного круга пейс-кар уходит на пит-лейн, но главное, чтобы при подъезде к линии старта скорость не превышала 70 км/ч. Да и в самой гонке есть скоростные ограничения: 160 км/ч. Любое, даже минимальное нарушение карается жесточайшими штрафами.

Как все было в 2013-м

Как и в предыдущие годы, основная борьба на трассе разворачивалась между двумя главными претендентами на победу в чемпионате: действующим чемпионом и двукратным победителем немцем Йоханом Ханом и трехкратным чемпионом Европы по трак-рейсингу Антонио Альбасете. Оба спортсмена на данный момент имеют колоссальный отрыв от остальных гонщиков, но между собой они идут почти вровень. За три года проведения соревнований счет по первым местам на трассе в России был 5:4 в пользу Хана, и было интересно, как все сложится в этом году.

Зрелищность гонки оказалась, как всегда, на уровне. Россиянин Юрий Егоров боролся за очки, но первый день не был для него удачным. Зато в воскресенье уже с самого утра перед зрителями начали разворачиваться невероятные события. В середине первого заезда произошла крупная авария, вызванная техническими причинами, и два пилота, претендовавших на места на подиуме, выбыли из игры. Благодаря этому наш пилот сумел наконец набрать первые очки.

Битва титанов

Кстати, не стоит думать, что Юрий Егоров такой уж слабый пилот, что финиширует на последних местах. На европейских этапах, где на старт выходит более 30 грузовиков, Юрий также держит позицию во второй десятке, но «элита» грузовых гонок жестко обороняет свои позиции, и в десятку пробиться крайне сложно. В итоге всего уик-энда испанский пилот Альбасете сумел сравнять счет по победам с Ханом, а по очкам – с учетом российского этапа – существенно вырвался вперед. Однако понятно, что это далеко не конечный результат и соотношение может измениться как в одну, так и в другую сторону.

Есть и неприятные новости. Организаторы чемпионата официально сообщили, что вполне возможно в следующем году может случиться так, что команды в Россию больше не приедут. И это несмотря на огромную популярность события, на тысячи зрителей, которые специально ежегодно в конце июля приезжают на трассу Смоленское кольцо, чтобы посмотреть на «настоящие мужские гонки тяжеловесов». Причины – финансовый и экономический кризис в Европе и высокая себестоимость поездки в Россию.

По словам Фабьена Кальве, руководителя Truck Racing Organization, «дорога длинная, а прохождение границы становится не проще с каждым годом, а наоборот, только сложнее». К тому же, несмотря на огромное количество публикаций и репортажей с гонки, число спонсоров не прибавляется, а без них организовывать столь отдаленный этап практически невозможно. И даже профессионализм команды, участвующей в подготовке этапа с российской стороны, не сильно спасает ситуацию.

Комментарии
Прямой эфир