Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МАГАТЭ подтвердило отсутствие ущерба ядерным объектам Ирана после атаки Израиля
Экономика
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Армия
Двоих летчиков потерпевшего аварию в Ставропольском крае самолета госпитализировали
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Мир
На Украине уволили представителя оперативного командования «Юг» ВСУ Гуменюк
Мир
СМИ назвали взрывы в Исфахане результатом работы ПВО
Армия
Шойгу проинспектировал работу предприятия ОПК в Омской области
Мир
В «Хезболле» заявили о нежелании воевать с Израилем
Общество
На Запорожской АЭС заявили об угрозе ядерной безопасности из-за беспилотников
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
Несколько авиакомпаний изменили маршруты полетов над Ираном после атаки Израиля
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Происшествия
МО назвало вероятной причиной аварии Ту-22M3 на Ставрополье техническую неисправность
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов

«Сейчас музыканты просто обязаны понемножку менять мир»

Композитор Антон Батагов — о письмах Рахманинова, музыке для НТВ и о том, «куда катится Америка»
0
«Сейчас музыканты просто обязаны понемножку менять мир»
Фото: Анна Рождественская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Композитор и пианист Антон Батагов, в недавнем прошлом автор фирменной музыки телеканалов НТВ, РТР и «Культура», дал первый за 16 лет концерт в Москве. В интервью корреспонденту «Известий» музыкант рассказал о причинах своего затворничества и о том, как маленькие концерты меняют большой мир.

— Вы исполнили в Москве свой новый фортепианный цикл «Письма Рахманинова». Как появился этот опус и кому адресованы письма?

— Осенью 2012 года я съездил на могилу Рахманинова, которая находится в совершенно идиллическом месте недалеко от Нью-Йорка. Там и произошло какое-то переживание, которое посадило меня за рояль и вызвало к жизни этот цикл. Сюжет таков, что Рахманинов пишет письма в будущее — композиторам, которые придут после него. Причем не авангардистам, а минималистам и, кроме того, двум рокерам — Питеру Гэбриэлу и Брайану Ино. Странный набор адресатов, но для Рахманинова, думаю, он не был бы слишком странным. У самого Сергея Васильевича никогда не было желания сочинять то, что тогда называли авангардом. А современники, в свою очередь, не воспринимали его всерьез как композитора.

— В 1920–1930-е годы Рахманинов действительно мог ощущать себя в творческом вакууме. Но сегодня направлений множество, и ни одно из них нельзя назвать господствующим. Неужели для вас по-прежнему существует проблема непризнания со стороны авангардистов?

— В Америке, где я в последние годы в основном живу, именно минимализм является мейнстримом — в отличие от России, Германии, Франции. Отчасти дело в том, что наше направление зародилось в Америке, но это тоже вопрос спорный. Вообще-то минимализм — музыка вне времени, вне географической и культурной привязки. Духовная и народная музыка всех стран мира минималистична. Когда я 20 лет назад пытался кому-то в Москве объяснить, что колокольные звоны — это минимализм, на меня смотрели как на сумасшедшего. Да и сейчас смотрят. В России действительно есть противопоставление авангарда и новой простоты. Есть люди, которые, придя на концерт современной музыки и услышав что-то благозвучное, делают гримасу отвращения.

— «Википедия» определяет вас как постминималиста. Как вы понимаете разницу между просто минимализмом и «пост»?

— Забавно: этот вопрос мне когда-то уже задавал сотрудник посольства, выдававший визу. На самом деле разницы никакой нет. Просто музыковеды считают, что слово «минимализм» корректно применять только к трем композиторам — Филипу Глассу, Стиву Райху и Терри Райли. Все остальные — постминималисты.

«Сейчас музыканты просто обязаны понемножку менять мир»

— Вы выступили в Москве впервые за 16 лет, а в течение 12 лет не давали концертов вообще нигде. Это было сознательное затворничество?

— Понимаете, я никогда не хотел развлекать музыкой. И сейчас не хочу. Но тогда, в 1997-м, этот вопрос встал для меня особенно бескомпромиссно: я почувствовал, что все важное для меня в музыке несовместимо с выходом на сцену и мыслями о том, что публика может заскучать. В своем затворничестве я не оригинален: тот же путь в свое время проделал Гленн Гульд. И «Битлз» после «Сержанта Пеппера» перестали выступать.

— А почему вы вернулись?

— Знаете, бывает, что человек уходит от мира — человек настоящего духовного пути, не то что я. Этот человек пребывает в отшельничестве, и внутри его происходит такое накопление нового качества, которое невозможно в обычной жизни. Некоторые живут так дальше всю жизнь. А другие снова выходят в мир. Я не хочу громких слов, но со мной произошло что-то такое. Стало важным, чтобы во время моей игры на рояле рядом могли бы сидеть люди. Здесь и сейчас.

— Как получилось, что вы занялись созданием музыкального имиджа трех федеральных телеканалов?

— Все эти проекты мы делали с дизайнером Еленой Китаевой — и для НТВ, и для РТР, и для «Культуры». Выпустили в свет совершенно запредельное количество совместных минипроизведений. В 1997 году все начиналось с нуля: не было никаких понятий о том, как и что нужно делать. На Западе это незыблемо: или ты пишешь как принято, или никто тебя не позовет. Никаких творческих отклонений. А здесь мы были абсолютно свободны и делали что хотели. В каком-то смысле мы проложили дорогу, по которой потом пошли многие другие. Это была удивительная возможность экспериментировать.

— Но ведь перед вами стояли жесткие условия: ролик должен длиться ровно 10 секунд и при этом успеть понравиться миллионам людей. Это вас не ограничивало?

— Да, на телевидении говорят «10 секунд», а когда заказывают струнный квартет, говорят «20 минут». Не вижу особой разницы: можно за 10 секунд сказать то же самое, и иногда получается гораздо лучше. А по поводу «нравиться миллионам» — вообще печальная история. Люди, командующие телевидением, почему-то считают, что они знают вкусы миллионов. Но они глубоко заблуждаются. Боссы передвигаются на машинах с зашторенными окнами и с охраной, и «миллионы людей» существуют для них как абстрактная потусторонняя масса. А люди вынуждены смотреть то, что им показывают. Потом говорят, что народ — быдло. Все джинглы (звуковые символы телеканалов) — это такая имперско-захватническая идея, вложенная в несколько секунд музыки. Потом не надо удивляться, что люди, которые в течение дня слышат эти джинглы отовсюду, становятся агрессивными.

«Сейчас музыканты просто обязаны понемножку менять мир»

— Почему вы избрали США местом постоянного пребывания?

— Потому что та музыка, в русле которой я существую, конкретно в городе Нью-Йорке чувствует себя лучше, чем где-либо. Это не значит, что Америка как модель жизни мне нравится. Я мало под чем в американском миропонимании могу подписаться. Причины моего переезда исключительно творческие.

— В последнее время часть российского общества воспринимает людей, которые учились или работали в США, мягко говоря, настороженно. Вас это беспокоит?

— 30 лет назад, когда я поступал в консерваторию, открылся Рахманиновский зал. Но официально он назывался «Новый зал Московской консерватории». Причина проста: Рахманинов эмигрировал, а значит, он предатель. У нас давняя традиция везде видеть врагов. И если люди, являющиеся достоянием нации, пересекают границу и делают «там» что-то достойное, они сразу становятся предателями. Знаете, бывает, что раковому больному делают операцию и опухоль исчезает. Но проходят годы, и она возникает снова. Сейчас наша страна находится на таком этапе. Я очень надеюсь, что найдется тот или иной способ — желательно, мирный — это заболевание остановить. Когда я нахожусь в Америке, я испытываю самую настоящую гордость за свою страну, потому что вижу, что такое великая русская культура и как к ней относятся на Западе. И, чувствуя себя крошечной частичкой этой культуры, я искренне не понимаю, как моя деятельность в Америке может здесь кому-то не нравиться.

— В России тоже полно поклонников американской культуры. Но в политике происходит нагнетание неприязни — и, кажется, с обеих сторон.

— Да, разумеется. То, что сейчас делают люди, управляющие Россией, не может не вызывать негативного отношения как на Западе, так и у любого нормального человека в России. Но и Обама делает такие вещи, которые у нормальных американцев тоже вызывают полное непонимание. Во времена Джорджа Буша-младшего, которого вроде бы сами американцы выбрали, мне многие говорили: «Еще немножко, и мы эмигрируем, ну хотя бы в Канаду, потому что нам просто стыдно». Когда президентом стал Обама, все выдохнули и обрадовались. А потом радость стала потихонечку угасать, и когда его переизбрали на второй срок, стало страшно, что будет дальше. И вот сейчас мы видим, что в политике США происходят вещи, за которые любому нормальному американцу снова стыдно. Разговоры «куда катится Америка» сейчас очень слышны. Так что вселенский маразм властвует повсюду и деваться от него некуда.

— Кроме как вовнутрь?

— Конечно. Но не для того, чтобы где-то уединиться и всё «послать». Сейчас очень важно, какие импульсы шлем окружающим мы — творческие люди. Мы в ответе, ведь музыка — очень сильное оружие. Мы не можем осуществить глобальные сдвиги, но даже самые маленькие концерты меняют существование, потому что все взаимосвязано, и наши импульсы по цепочке идут дальше. Сейчас музыканты просто обязаны понемножку менять мир.

Комментарии
Прямой эфир