Новости, деловые новости - Известия
Вторник,
6 декабря
2016 года

Пока на «четверку»

Именно так оценивают качество полученного образования выпускники бизнес-школ

Стало ежегодной традицией, что портал «MBA в Москве и России» совместно с газетой «Известия» представляют Народный рейтинг российских бизнес-школ, основанный на результатах анкетирования выпускников. Сегодня мы это делаем в четвертый раз.

Ежегодно тысячи менеджеров задаются вопросом: куда поступать на МВА? Как выбрать бизнес-школу, которая даст реальные знания, вдохнет второе дыхание, раздвинет ставшие тесными горизонты?

Рейтинги школ бизнеса интересны не только тем, кто поступает на программы МВА или Executive МВА. Хотят знать, что стоит за тем или иным «красивым» дипломом, который им предъявляет соискатель, и работодатели. Объективной информации мало, поэтому самый верный путь – спросить самих выпускников. В нашем анкетировании в этом году приняли участие выпускники 53 российских бизнес-школ, представляющих Москву (34), Санкт-Петербург (5), Поволжье (7), Урал (2) и Сибирь (5).

Свыше 1100 выпускников программы МВА на портале «МВА в Москве и России» оценили результаты своего обучения в бизнес-школе по пятибалльной шкале по пяти параметрам: «увеличение дохода», «карьерный рост», «развитие бизнеса», «создание бизнеса», «полезность установленных связей». Дополнительно мы просили респондентов оценить уровень личностного и профессионального развития, которое дало обучение.

Полученные ответы заставляют по-иному взглянуть на уровень подготовки в российских школах бизнеса. Выяснилось, что оценки по основным показателям – в среднем около четырех баллов, они варьируются по различным школам бизнеса. Так, например, больше баллов у школ, имеющих престижные международные аккредитации (АМВА, efmd), поскольку их получение, как правило, сопровождалось глубокой перестройкой бизнес-процессов и совершенствованием содержательной части программ.

В целом оценки показывают, что российским школам бизнеса еще нужно много работать над совершенствованием образовательного процесса: от ужесточения приемных процедур до повышения объема и глубины индивидуальных проектных заданий. Нелишней была бы и корректировка информационных политик в сторону более серьезного диалога с обществом, исключив при этом обещания, формирующие у поступающих необоснованные ожидания.

Половина «вечного» вопроса бизнес-школ – «кого учить и как учить» – также получает в свете данных опроса вполне определенный ответ. Анкеты выпускников всех бизнес-школ, вошедших в шорт-лист, единодушно отмечают: создавать бизнес их научили в среднем на «три с плюсом»; то есть этот показатель явился наименьшим среди прочих. Таким образом, бизнес-школы в основном готовят наемных менеджеров средних и крупных компаний, а не предпринимателей. Впрочем, похожую картину можно увидеть и во многих зарубежных бизнес-школах. Ничего удивительного: программа МВА изначально так и создавалась. Только время с тех пор изменилось, хотя в российских бизнес-школах до сих пор большинство кейсов из бизнес-практики крупных компаний и корпораций.

Между тем случаев, когда наемный менеджер по воле случая или собственному желанию становится основателем собственного бизнеса, в кризисное время становится все больше. Но случаи создания успешных бизнесов выпускниками бизнес-школ пока единичны. Специалисты считают, что ситуация кардинально изменится тогда, когда бизнес-школы, наконец, поймут, какими проблемами живут их потенциальные слушатели.

Однозначно преуспели российские школы бизнеса в личном и профессиональном развитии своих слушателей – эти оценки самые высокие. После кризиса большинство школ ввело в состав своих программ разнообразные курсы и тренинги по лидерству, индивидуальный и групповой коучинг.

Шорт-лист участников рейтинга формировался исходя из минимального представительства выпускников – не менее 25 анкет от школы бизнеса, таким образом, в рейтинг этого года прошли всего 20 школ бизнеса. Примечательно, что впервые в рейтинг вошли две региональные бизнес-школы: МВА Казанского федерального университета и Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург).

Было принято, что с учетом неизбежной погрешности одно рейтинговое место присваивается школам, итоговые суммы баллов которых различаются между максимальным и минимальным результатами менее чем на 0,5.


На правах рекламы
Известия // пятница, 27 сентября 2013 года

Пока на «четверку»

Именно так оценивают качество полученного образования выпускники бизнес-школ

скопируйте этот текст к себе в блог:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке