Новости, деловые новости - Известия
Среда,
29 июня
2016 года

«За коммерцию ГЛОНАСС отвечает Игорь Шеремет из ВПК»

Александр Гурко, президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», — о том, как внедряются ГЛОНАСС-технологии и сколько это стоит

Фото: НП ГЛОНАСС

Бренд ГЛОНАСС в последнее время потускнел из-за череды скандальных историй — направленные в космос спутники падают из-за брака ракеты, деньги на центр ГЛОНАСС разворовывают строители, генеральный конструктор системы становится фигурантом уголовных дел. Александр Гурко, отвечающий за наземное внедрение ГЛОНАСС-технологий утверждает, что все не так плохо, и в доказательство приводит конкретные проекты.

— К концу года должна быть полностью построена инфраструктура системы экстренного реагирования при авариях — ЭРА-ГЛОНАСС. Много еще осталось работы, успеете ли сдать ее в срок Минтрансу?

— Мы уже охватили около 60 регионов. Все 83 субъекта будут готовы к 25 октября. Уверен, что мы сдадим систему в срок и в рамках комплексных испытаний и опытной эксплуатации в ноябре-декабре сможем продемонстрировать весь ее функционал.

— Сколько в итоге стоило создание системы ЭРА-ГЛОНАСС?

— 3,9 млрд рублей из федерального бюджета, как и планировали. В рамках этой суммы мы запустили несколько интересных подсистем и сервисов — например, в двух регионах делаем систему высокоточного позиционирования как часть системы ЭРА-ГЛОНАСС. Это Башкортостан и Ленинградская область. Таким образом, создаются условия для последующей модернизации системы, потому что ЭРА-ГЛОНАСС должна развиваться, интегрировать дополнительные сервисы, улучшать покрытие, производительность.

— Законопроект об ЭРА-ГЛОНАСС завис в Госдуме, его внесли в весеннюю сессию, а потом сняли с первого чтения. Не будут ли в связи с этим перенесены сроки обязательного внедрения оборудования ЭРА-ГЛОНАСС в транспортные средства?

— Полагаю, что нет. В конце января был принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». По сути, это закон, который вступил в силу, его требования начинают действовать с 2015 года. Все автомобили, получающие одобрение типа транспортного средства, с 2015 года должны иметь бортовую систему ЭРА-ГЛОНАСС. С 2017 года все новые автомашины, которые пускаются в обращение на территории наших стран, должны иметь эту систему. Механизм, таким образом, запущен: весь мировой автопром — это вообще колоссальное достижение — уже при проектировании своих автомобилей следующих поколений закладывает в них бортовую систему ЭРА-ГЛОНАСС.

— Кто, например?

— Да все абсолютно. Volkswagen, BMW, Mercedes, «АвтоВАЗ»... Два прошлых года были посвящены очень сложным переговорам с автоконцернами. Сформирована специальная рабочая группа под руководством президента «ГАЗа» Бу Андерссона, в нее вошли представители практически всех мировых автобрендов. Мы с ними согласовали  технические требования к оборудованию. Потом начался разговор по поводу сроков вступления в силу технических регламентов. Мы предлагали запускать процесс с 2014 года, автопром говорил о 2017-м, в итоге сошлись на 2015-м.

— Кто будет делать сами терминалы ЭРА для мировых автопроизводителей? Есть ли шансы у российских компаний закрепиться на этом рынке?

— Устройства будут делать традиционные поставщики автомобильной электроники, в том числе российские. Например, компания «Ителма», которая работает с «АвтоВАЗом», «КамАЗом» и другими, а также зарубежные компании: Bosch, Continental, Harman...

— C названными производителями электроники вы также вели переговоры?

— Да. Мы понимали, что придется преодолевать некое сопротивление автопроизводителей, и изначально работали непосредственно с поставщиками автомобильной электроники. Они давали реальные сроки готовности таких систем — полгода-год. Очень важно: создание такой системы — полностью в тренде автомобилестроения. Мы идем вместе с рынком. Практически все новые автомобили в мире проектируются с функциями Connectivity (подключение к сетям мобильной связи) и встроенной навигации.

— ЭРА-ГЛОНАСС — самый масштабный проект по внедрению телематических технологий на территории Таможенного союза. Но есть и другие: обязательное оснащение пассажирского транспорта ГЛОНАСС-терминалами, интеллектуальная транспортная система Москвы и других городов. Нет ли смысла объединить эти проекты, чтобы владельцу микроавтобуса, например, не пришлось устанавливать много разного оборудования со схожим функционалом?

— Действительно, есть вопрос интеграции разных бортовых систем и устройств, в каждой из которых есть и связь, и спутниковая навигация. Тахограф, система возмещения ущерба для большегрузного транспорта, система контроля передвижения опасных грузов. Здесь речь идет о корпоративном и государственном транспорте, грузовом и пассажирском. На частном транспорте — только ЭРА-ГЛОНАСС.

Мы ведем работу с Минтрансом, регулятором в этой области, чтобы разработать требования к универсальным устройствам, которые будут «уметь всё», и синхронизировать сроки внедрения всех таких систем.

Сейчас обязательна установка тахографов, и с 1 апреля следующего года за их отсутствие будут взимать штрафы. С 1 января этого года обязательна установка навигационно-связных терминалов на пассажирский транспорт, автобусы, автомобили, перевозящие опасные грузы. С 2015 года заработает система возмещения ущерба для большегрузных автомобилей. Техрегламент ЭРА-ГЛОНАСС также вступает в силу с 2015 года. Ясно, что все эти проекты надо синхронизировать — это в интересах и автовладельцев, и государства. Я надеюсь, что наши регуляторы сформируют единую техническую политику в этой области. Мы, конечно, в этом будем активно участвовать.

Самое массовое устройство из всех названных — это ЭРА-ГЛОНАСС, данный техрегламент распространяется на все категории транспорта. Поэтому мы и считаем, что именно на основе модулей ЭРА надо проектировать все остальные устройства.

Кстати, такая же проблема стоит перед нашими партнерами из Евросоюза, мы обсуждали это неоднократно в комитетах Еврокомиссии. В ЕС существует больше 10 типов систем платности, готовится новая концепция тахографического контроля.

— Есть мнение, что после ухода из правительства Владислава Суркова, курировавшего ГЛОНАСС, работы по развитию системы и внедрению потеряли темп. Как у вас складываются отношения с Дмитрием Рогозиным, которому поручено курировать ГЛОНАСС наряду с оборонно-промышленным комплексом?

— У нас нормально складываются отношения. Партнерство как федеральный сетевой оператор регулярно докладывает о состоянии проектов, за которые отвечает. Мы находимся в контакте с Дмитрием Олеговичем и с коллегами, которых он определил координировать работу. В частности, Игорь Анатольевич Шеремет, член Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, отвечает за коммерческое использование ГЛОНАСС.

— В прошлом году вы предлагали правительству поручить вам координацию внедрения телематических систем в госкорпорациях. Инициативу не поддержали?

— Речь шла о том, чтобы головным министерством по коммерциализации систем определить Минтранс, потому что 80% экономического эффекта от внедрения ГЛОНАСС — это транспортный комплекс. А экспертной организацией — нас, некоммерческое партнерство. Собственно, ничего кардинально менять не предлагалось.

В ФЦП ГЛОНАСС предусмотрено на внедрение менее 12% от общей суммы — это порядка 35 млрд рублей. И в восемь раз больше средств, в том числе бюджетных, расходуется по региональным, ведомственным, отраслевым программам, абсолютно между собой не синхронизированным. Мы предлагали сделать комплексную программу — без увеличения финансирования, без всяких дополнительных денег, — чтобы просто организовать нормальное, скоординированное внедрение в разных отраслях. Сейчас программы по внедрению ГЛОНАСС идут в регионах, реализуются ведомственные программы МВД, МЧС.  ГЛОНАСС используется в крупных компаниях — «Газпром», «Транснефть» и др. Все это пока не синхронизировано с ФЦП ГЛОНАСС.

— Представитель Минтранса недавно заявил, что предлагает сделать оператором ЭРА-ГЛОНАСС свой дочерний ФГУП — «ЗащитаИнфоТранс». Как вы оцениваете такую идею?

— Мы давно работаем с компанией «ЗащитаИнфоТранс», которая отвечает за проект по транспортной безопасности Минтранса. Министерство должно определиться, кто будет балансодержателем государственной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Заказчик в лице Минтранса должен поставить систему на баланс или учреждения, или ФГУПа, или государственной компании. Логично, если таким балансодержатем станет «ЗащитаИнфоТранс». Но эффективность системы во многом будет зависеть от позиции сотовых операторов, которые предоставляют базовую инфраструктуру для ЭРА-ГЛОНАСС.

Несмотря на то что в составе ЭРА-ГЛОНАСС есть своя телекоммуникационная структура, все равно это некая наложенная сеть. Ставится задача коммерциализации инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС — главным образом для снижения ежегодных затрат бюджета на предоставление бесплатной для граждан услуги помощи при ДТП. Безусловно, такие решения надо принимать после консультаций с операторами связи. Ведь одно дело — обязанность операторов пропускать трафик экстренных вызовов бесплатно, и совсем другое — предоставление любых других государственных или коммерческих сервисов на основе инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС. Здесь взаимоотношения между оператором инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС, операторами связи и сервис-провайдерами услуг становятся уже коммерческими.

Сейчас обсуждается вопрос именно коммерциализации инфраструктуры. Всегда стояла задача снижения затрат государства на эксплуатацию системы. Одним из требований к будущему оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС будет привлечение внебюджетных средств на ее эксплуатацию и развитие при бесплатном обеспечении базовой услуги (это обязательное, необсуждаемое условие). В октябре планируется серия консультаций с членами партнерства, по результатам которых мы хотим подписать меморандум, регулирующий оказание коммерческих сервисов на базе инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС. Естественно, этот меморандум не является нормативным актом, но это будет согласованная позиция участников рынка по коммерческому использованию ЭРА-ГЛОНАСС. И эту позицию мы представим Минтрансу.

— Сколько будет стоить обслуживание системы ЭРА-ГЛОНАСС?

— На 2014 год объем финансирования должен составить до 500 млн рублей.

— Вы являетесь совладельцем компании «М2М телематика», где в самом разгаре конфликт акционеров. Вы получаете информацию о делах компании? Насколько ее финансовые результаты в этом году окажутся хуже из-за противостояния собственников?

— К сожалению, на неоднократные запросы миноритариев предоставить информацию о текущей деятельности компании ответа не поступает. Поэтому о текущем состоянии М2М я ничего не знаю.

— Вы планировали подавать иск в суд с требованием реализовать акционерное соглашение, по которому мажоритарный акционер М2М — АФК «Система» — обязалась либо выкупить у вас акции, либо продать свои. Иск подан?

— Пока нет. Мы всё еще надеемся уладить этот вопрос в досудебном порядке, именно поэтому и ведем переговоры и об обратном выкупе, и о функционировании компании. Сам иск, все юридические процедуры полностью подготовлены.

— Как на перспективах мирного урегулирования отражаются уголовные дела, возбужденные по фактам событий в М2М?

— Есть заявление Александра Чуба, нынешнего гендиректора ОАО НИС (через эту фирму  «Система» владеет контрольным пакетом  М2М. — «Известия»), о нанесении ущерба  компании в 1,2 млн рублей за счет использования моего личного автомобиля в служебных  целях. Комментировать это я, с вашего позволения, не буду. Компетентные органы с этим заявлением разбираются.

Известия // пятница, 4 октября 2013 года

«За коммерцию ГЛОНАСС отвечает Игорь Шеремет из ВПК»

«За коммерцию ГЛОНАСС отвечает Игорь Шеремет из ВПК»Александр Гурко, президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», — о том, как внедряются ГЛОНАСС-технологии и сколько это стоит

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «ГЛОНАСС»:

Курсы валют

USD ЦБ РФ 64.8095 -0.2493 29/06
EUR ЦБ РФ 71.7117 -0.2303 29/06
GBP ЦБ РФ 86.4364 -0.7099 29/06
реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке