В японских «Трех сестрах» сыграли андроид и робот
Фестиваль «Японская осень» в Москве открылся постановкой «Трех сестер» режиссера Оризы Хираты — на сцене театра «Школа драматического искусства» был представлен совместный проект труппы Seinendan и Университета Осаки.
Японцы всегда были неравнодушны к русской литературе, но Хирата зашел дальше остальных. Три сестры разговаривают о том, что хорошо бы жить в Токио, который «каждый раз разный». Вроде почти Чехов, но младшая сестра Икуми — андроид. Точнее, Geminoid F — андроид, максимально похожий на человека.
Икуми ездит в инвалидной коляске, но не для того, чтобы вызвать жалость, а потому что для ходьбы нужно слишком много актуаторов, позволяющих двигать конечностями, а также тяжелый компрессор, поскольку движения происходят с помощью пневматики. Чтобы облегчить модель, конструкторам пришлось пожертвовать подвижностью, оставив лишь лицевые актуаторы, позволяющие андроиду говорить и использовать мимику.
У чеховских сестер были глухой сторож Ферапонт и дряхлая нянька Анфиса. В версии Хираты они слились в человекообразного Robovie R3. Хотя человекообразный — это, пожалуй, чересчур сильно сказано: на круглой голове из белого блестящего пластика имеются только большие круглые глаза.
При этом робот неплохо справляется с ролью дворецкого Мураоки. Вот как, например, звучит диалог с хозяевами: «Что вы хотите на ужин? — Мясо антилопы, жареное с травами. — Простите, роботу сложно реагировать на шутки. Я сделаю скумбрию, если не не возражаете». И Мураока катит на своих колесиках в супермаркет за свежей рыбой.
В целом постановка действительно сделана в чеховском духе. Правда, нет монологов о том, что когда-нибудь жить станет лучше, а живущим сейчас остается только работать и работать. Но их отсутствие вполне обоснованно — дальше будут роботы и говорить о лучшей жизни для людей чересчур самонадеянно. Тем более что дело происходит в семье покойного конструктора роботов, а не генерала, как у Чехова.
«Роботы будут за нас всё делать, даже думать за нас будут, и ничего непонятного не останется», — говорит старшая сестра. «Все мы дочери одного отца, — отзывается Геминоид. — Так что надо учится жить вместе».
Вполне по-чеховски. И в то же время по-японски. Какие бы ни были мы разные, правила общежития и чувство долга остаются.
На вопрос «Известий», как родилась идея использовать роботов в спектакле, Хирата рассказал, что занимается подобными вещами уже пять лет. Были две короткие постановки, а как только хватило возможностей, его труппа Seinendan поставила «Трех сестер». Проект осуществляется при поддержке Осакского университета, одного из самых передовых в мире в области роботехники. Там работает Хироси Исигура — признанный лидер в этом направлении науки.
— В 2008 году у Исигуро возник проект по изучению сосуществования роботов и людей, а я предложил для исследований театральные постановки, — говорит Хирата. — Показываю, как те и другие будут жить бок о бок в ближайшем будущем.
После спектакля андроида и робота выключают, и они стоят за кулисами. Но если робот выглядит в таком состоянии не живее автомата для продажи воды, то андроид настораживает. Слишком живой и в то же время чужой. Потом их разбирают — готовят к перевозке. Робот летит в багажном отсеке самолета, андроид — в двух чемоданах. Пока всё же люди упаковывают роботов, а не наоборот.