Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Конец ужасной эпохи

Политолог Кирилл Бенедиктов — о том, как Россия должна использовать ссору США и Саудовской Аравии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На прошлой неделе Саудовская Аравия демонстративно отказалась от места в Совете Безопасности ООН, которое она должна была занять впервые в своей истории.

Один из самых могущественных людей в королевстве, глава саудовского разведсообщества принц Бандар бен Султан пояснил, что отказ от членства — послание не для ООН, а для США. Эр-Рияд, добавил принц, намерен совершить «крутой разворот» в отношениях с Вашингтоном.

«Предательство» — ключевой термин для понимания мотивов, которыми руководствуется саудовская элита, решившись на открытый конфликт с Вашингтоном. Давно ушли в прошлое те времена, когда Саудовская Аравия заставляла американцев выстаивать огромные очереди на бензоколонках, как это было осенью 1973 года, в период нефтяного эмбарго. В 1975 году санкционировавший эмбарго король Фейсал ибн Абдель Азиз был убит своим племянником, вернувшимся в страну после обучения в США, и с тех пор Эр-Рияд оставался верным союзником Вашингтона. И не только союзником, но и крупнейшим клиентом американского ВПК и удобным партнером американских нефтедобывающих компаний. Политический альянс саудитов и американцев был настолько взаимовыгоден, что последние продавали Эр-Рияду самое современное оружие — например, в 1978 году королевство закупило в США крупную партию истребителей F-15. Кстати, сделку эту пролоббировал в конгрессе США не кто иной, как принц Бандар бен Султан. А ведь прошло всего лишь пять лет с войны Судного дня, в которой саудиты выступили против Израиля — ближайшего союзника Вашингтона.

Даже всемогущее израильское лобби — AIPAC (американо-израильский комитет по общественным связям) — оказалось неспособно предотвратить продажу королевству сверхсовременных самолетов радиолокационного обнаружения в середине 1980-х годов. Удивляться тут нечему: в 1985 году администрация Рейгана договорилась с саудитами о совместных действиях против СССР и Ирана, одерживавшего верх в войне с Ираком. Сообща Вашингтон и Эр-Рияд сумели «уронить» цены на нефть почти в три раза — с $27 до $10 за баррель.

Перенапрягшаяся в гонке вооружений советская экономика, плотно сидевшая на нефтяной игле, такого падения цен не выдержала. Спустя несколько лет СССР прекратил свое существование. На высшем уровне «заговор» осуществлялся, естественно, первыми лицами — президентом Рейганом и королем Фахдом, но всю черновую, подготовительную работу проделал всё тот же принц Бандар, являвшийся в то время послом королевства в Вашингтоне.

Известен запущенный в оборот Дж. Бушем-младшим термин «ось зла» — в нее традиционно включают Иран, Северную Корею, Сирию и те страны, которые в настоящий момент по каким-то причинам не устраивают Белый дом. Однако, с нашей точки зрения, такой же «осью зла» долгое время была геополитическая связка США и Саудовской Аравии, подобно удавке, душившая сначала СССР, а затем и Россию.

Саудовские деньги долгое время подпитывали сепаратистов в Чечне и продолжают поддерживать ваххабитов Дагестана. Саудовский след тянется за крупнейшими терактами в истории России — Бесланом и «Норд-Остом». Можно возразить, что из 19 террористов, атаковавших 11 сентября 2001 года ВТЦ и Пентагон, 15 были саудитами — однако этот факт удивительным образом не привел к охлаждению отношений между Эр-Риядом и Вашингтоном. Здесь, разумеется, открывается широкий простор для конспирологических версий, но разумнее будет применить «Бритву Оккама» и остановиться на самом простом объяснении: негласный альянс США, королевства ас-Саудов и Израиля был мощной стратегической комбинацией, позволяющей Вашингтону проводить выгодную ему политику не только на Ближнем Востоке, но и в соседних регионах. Для сохранения этой комбинации можно было закрыть глаза на некоторые «шероховатости».

И вот случилось невероятное. «Ось зла» распадается на наших глазах. Причем не только на крупные звенья (Вашингтон–Эр-Рияд), но и на мелкие (Эр-Рияд–Доха). Еще недавно Саудовская Аравия и Катар были друзьями и союзниками или, по крайней мере, казались такими стороннему наблюдателю. Вероятно, противоречия между ними тлели уже тогда, но в глазах всего мира ас-Сауды и Аль Тани (правящая династия Катара) выступали единым фронтом. Переворот в Египте обнажил соперничество между двумя центрами силы на Ближнем Востоке: Катар и финансируемые им «Братья-мусульмане» потеряли своего ставленника Мурси, а Саудовская Аравия поддержала переворот, в котором приняли активное участие египетские ваххабиты.

Теперь Эр-Рияд прилагает серьезные усилия, чтобы оттеснить Доху от влияния на сирийских повстанцев — и создает новый арабский альянс для решения «сирийского вопроса». Прошедшая 21 октября в Джидде встреча главы дома ас-Саудов с королем Иордании и наследным принцем ОАЭ дает представление о том, каким будет этот союз. Ни Катару, ни Турции — государствам, стоящим на позициях «политического ислама», места в новом альянсе не найдется.

И что самое главное — альянс этот будет готов действовать против Башара Асада самостоятельно, без оглядки на Вашингтон, который, как считают в Эр-Рияде, предал своих давних союзников.

Выстраивавшаяся десятилетиями система сдержек и противовесов на Ближнем Востоке больше не работает. Лишнее тому доказательство — встреча госсекретаря США Джона Керри и израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Риме 23 октября. Беседа за закрытыми дверями продолжалась семь (!) часов, и о результатах ее известно крайне мало. Однако на следующий день глава Центра исследований в области национальной безопасности Амос Ядлин заявил, что Израиль готов самостоятельно провести военную операцию против Ирана. А это может означать лишь одно — американцы твердо отказались поддерживать иерусалимских «ястребов» в их стремлении нанести удар по ядерным объектам Ирана.

Мы еще не осознаем исторического значения событий, свидетелями которых нам выпало стать. Мы остаемся в плену замшелых стереотипов и с усмешкой глядим на американского президента, которого не клюет и не критикует только ленивый. Между тем распад «оси зла», который происходит сейчас на Ближнем Востоке, — это шанс, который выпадает, возможно, один раз в столетие.

Идет стремительное переформатирование «мира после холодной войны». Глобальным игрокам мировой политики приходят на руки новые карты, и, надо сказать честно, у России на руках очень сильная комбинация. Но ведь надо еще умело ее разыграть.

США теряют старых союзников, но это не значит, что их тактическое поражение ведет к тотальному проигрышу. Представим, например, что Белому дому удастся почти невозможное и его главным партнером в регионе станет вовсе не Саудовская Аравия, а Иран. От этого союза, безусловно, выиграют и Вашингтон, и Тегеран, а вот останется ли при своих Москва — еще вопрос.

Но пока этого не произошло, Россия, ставшая одним из ключевых игроков в регионе, могла бы попытаться развить свой сентябрьский успех. Хорошим ходом было бы предложить новую архитектуру безопасности для Ближнего Востока, равноправными строителями которой выступили бы Москва, Вашингтон и Пекин. Еще недавно подобное предложение выглядело бы нереалистично — прежде всего благодаря тесной связке США и Саудовской Аравии. Однако с распадом «оси зла» в регионе образуется вакуум, который должен быть чем-то заполнен. 

Природа, как известно, не терпит пустоты.

Комментарии
Прямой эфир