Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
8 декабря
2016 года

Помощь для скорой помощи

Экономист Владимир Назаров — об аутсорсинге в здравоохранении

Владимир Назаров. Фото из личного архива

Серия забастовок сотрудников скорой помощи, прокатившаяся по регионам России от Северной Осетии до Ивановской области, является тревожным симптомом для всей системы здравоохранения. Основными требованиями бастующих являются повышение зарплат и улучшение условий труда. Помимо этих трудностей, вытащенных на поверхность, у скорой помощи существует еще целый ряд серьезных проблем, таких как износ парка автомобилей и недостаток квалифицированных специалистов.

Быстрого решения проблемы за счет реорганизации механизмов управления, обновления автопарка (последний раз масштабное обновление было проведено в рамках национального проекта «Здоровье» в «тучных» 2006–2007 годах) и повышения зарплаты ожидать не приходится. Ни в региональных бюджетах, ни в системе ОМС не заложены необходимые средства для быстрого обновления автопарка. Более того, перевод расходов здравоохранения из федерального бюджета в систему ОМС создает определенные риски финансирования в переходный период. О возможном снижении качества и доступности медицинских услуг в 2014 году недавно заявила глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. В этих условиях далеко не все регионы смогут решиться на масштабное обновление парка машин скорой помощи.

Хорошая новость состоит в том, что внутри скорой помощи заложены большие резервы для повышения эффективности: можно закупать более качественные машины по приемлемой цене, можно в разы снизить затраты на топливо, переведя машины на газомоторное топливо и установив жесткий контроль за его расходованием, можно радикально сократить расходы на обслуживание автопарка. Вот только государство само эти резервы использовать вряд ли сможет — нет ни стимулов, ни достаточных менеджерских компетенций.  

В сложившейся ситуации государственные функции вполне можно передать на аутсорсинг. Обслуживание машин скорой помощи на конкурсной основе передается частной компании. Частник должен полностью обновить парк машин, он отвечает за состояние автотранспорта, нанимает водителей, обеспечивает своевременное прибытие бригады на вызов. При этом медицинский персонал остается сотрудниками бюджетной организации, а услуги скорой помощи бесплатными для непосредственных потребителей.

Для регионов такая модель выгодна:

1) не надо тратить бюджетные средства на закупку автомобилей (сэкономленные ресурсы могут быть направлены на выполнение майских указов президента, в том числе на повышение заработной платы медицинских работников);

2) главврачи скорой помощи могут сосредоточиться исключительно на выполнении медицинских обязанностей (в настоящее время они несут административную и уголовную ответственность за нарушение правил содержания и эксплуатации автотранспорта);

3) в регион приходит бизнес, который приносит инвестиции и платит налоги.

Главным препятствием к внедрению этой модели является то, что решение о передаче на аутсорсинг любых услуг — от скорой помощи до стирки белья — принимается на нескольких уровнях административной системы. Для успешного запуска желательно заручиться поддержкой всех звеньев управленческой цепи: от губернатора до главврача скорой помощи. Это означает тяжелые переговоры с администрацией каждого из регионов, для проведения которых у бизнеса зачастую нет ни сил, ни времени, ни ресурсов. То есть нужную и важную меру, выгодную и государству, и бизнесу, просто некому «продавливать» через бюрократические барьеры. Для решения этой проблемы была создана автономная некоммерческая организация «Новая скорая и неотложная помощь».

Эта структура является коммуникационной площадкой между государством, бизнесом, экспертным сообществом и гражданами, которые являются конечными выгодоприобретателями всех преобразований в сфере здравоохранения. Наблюдательный совет АНО «Новая скорая и неотложная помощь» объединил представителей федеральных ведомств и ведущих корпораций, региональный совет структуры включает представителей более 50 субъектов РФ. На данный момент АНО уже удалось добиться некоторых подвижек в ряде субъектов: подписаны рамочные соглашения в сфере развития государственно-частного партнерства, ведется работа по привлечению внебюджетных инвестиций в модернизацию социальной сферы.

Широкомасштабный переход скорой помощи на аутсорсинг затруднен тем, что у чиновников и персонала скорой помощи доминирует миф о больших рисках частной организации по сравнению с государственной структурой. Однако забастовки, низкие заработные платы водителей и изношенный автопарк — это характеристики сложившейся государственной системы. Миф может быть развеян только с помощью предоставления исчерпывающей информации о функционировании частных организаций, занимающихся аутсорсингом данной услуги. Например, при запуске аутсорсинга в новом регионе водителей скорой помощи можно отвезти на экскурсию в регион, где эта модель уже запущена. Так или иначе сложившаяся вокруг «неотложки» и «скорой» ситуация подводит нас к тому, что, несмотря на все риски, другого разумного и альтернативного аутсорсингу решения проблемы сейчас нет.

Автор — заведующий лабораторией Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Известия // вторник, 5 ноября 2013 года

Помощь для скорой помощи

Помощь для скорой помощиЭкономист Владимир Назаров — об аутсорсинге в здравоохранении

скопируйте этот текст к себе в блог:


Новости сюжета «Здравоохранение»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке