Андрей Могучий вырастит «вменяемое поколение» с помощью театра
Худрук петербургского БДТ Андрей Могучий начал свою деятельность с детского проекта — в осенние каникулы на Новой сцене БДТ (Каменноостровский театр) состоялась премьера интерактивного спектакля-экскурсии «Театр изнутри» режиссера Яны Туминой.
Не прошло и месяца с тех пор, как БДТ представил на этой же сцене «Историю солдата» Стравинского. Тогда Могучий сообщил «Известиям», что проект будет доработан и, скорее всего, заложит основу детского репертуара. На днях он уточнил, что «История солдата» составит все-таки не детскую, а музыкальную программу БДТ, хотя «детям тоже будет небезынтересно».
Но «Театр изнутри» — это уж точно детский проект — для аудитории 6–11 лет, правда, еще пилотный, опробованный на детях сотрудников БДТ, воспитанниках детдома и избранных журналистах. За раз эта театрализованная экскурсия готова принять не более 12 зрителей. По словам Андрея Могучего, «во время действия происходит персональная, вдумчивая работа с каждым ребенком».
— Здесь, как и в любом спектакле, есть структура, композиция, продуманная последовательность, — сказала «Известиям» Яна Тумина. — Дети попадают в театр, который пока спит. И вдруг он пробуждается, открывая им свои просторы.
Первая «остановка» — в партере, где зрителей встречает Ирина Николаевна Шимбаревич, помощник худрука по связям с общественностью и СМИ. Ее рассказ о тайнах старинного, 1827 года постройки, Каменноостровского театра — маленький, 10-минутный, спектакль.
После этого дети, поднявшись в царскую ложу, смотрят на пустую сцену, которая словно оживает, демонстрируя уникальные технические возможности. Как заметила Яна Тумина, «этот своеобразный балет плунжеров и штанкетов — спектакль без актеров».
Можно подумать, что актеров в «Театре изнутри» вообще нет, но это не так. В ложах возникают безмолвные персонажи, изображающие публику XIX века. Когда зрители смотрят вниз с колосников, эти фигуры застывают на сцене в разных позах. А в персонаже, помогающем путешествовать по театру, легко узнается актер БДТ Антон Шварц.
С цехами БДТ дети знакомятся с помощью девушек, представленных как Женя и Маша. Под их руководством примеривают на себя роли осветителя, техника по звуку, гримера.
— Все это подготавливает детей к тому, чтобы в финале они еще и побывали актерами, — сообщила Яна Тумина. — Ребята выходят на сцену и показывают сидящим в зале родителям некий спектакль, выполняя под музыку простые действия. Синхронность достигается благодаря наушникам, через которые дети слышат команды.
И это еще не всё. Со сцены детей ведут в зал, где они, рассевшись за длинным столом, едят бутерброды, пьют сок и смотрят видеозапись своего выступления. Если учесть фронтальную «мизансцену» и число участников трапезы, сакральный смысл приобщения к театральному искусству очевиден.
Но возникает и сугубо земной вопрос. Как возможно существование такого проекта в условиях репертуарного театра, который ко всему прочему должен заботиться о кассе?
— Надо исходить из того, в чем предназначение театра. Особенно такого, как БДТ, — пояснил «Известиям» Андрей Могучий. — «Театр изнутри» — не коммерческое мероприятие. Но ведь оно гораздо более продуктивно, чем оголтелые елки, имеющие целью получение прибыли. Если хотя бы один ребенок из этих 12 что-то почувствует и наша экскурсия как-то изменит его жизнь — такой результат дорогого стоит.
О заработке в данном случае театр не задумывается, поскольку, по словам худрука, «эта дорогостоящая история реализуется не только за счет государства, но и за счет конкретных людей, меценатов, которым важно, чтобы выросло нормальное, вменяемое поколение».
Начиная с зимних каникул Могучий, по его словам, собирается сделать «Театр изнутри» «прокатной историей». Сколько будет стоить билет, пока не ясно. Сотрудники БДТ называют разные суммы — от демократичных 500 рублей до вполне элитарных для Петербурга 3 тыс.