Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Экономика
Минфин объявил о запуске ипотеки под 2% в новых регионах РФ
Мир
Политолог объяснил причину одобрения в сенате США нового пакета помощи Киеву
Общество
Замминистра обороны Иванова арестовали на два месяца
Происшествия
Самолет экстренно сел в аэропорту Братска из-за беременной женщины
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Формула-1. Как ни крути

Пройдет ли Гран-При России в самых престижных гонках
0
Формула-1. Как ни крути
Фото: РИА Новости
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С новостью о том, что в Сочи собираются провести первый российский Гран-при «Формулы-1», общественное мнение в стране разделилось на два лагеря: одни считают, что событие это будет важным и полезным для развития страны и автоспорта в целом, вторые убеждены, что такие гонки — событие для избранных и лучше бы эти деньги пустили на социальные нужды. Посмотрим, а что и как происходит с российской «Формулой-1» на самом деле.

Для многих это, наверное, будет откровением, но у «Формулы-1» в нашей стране существует определенная история.

Напомним, первое соревнование на автомобилях в России было проведено 11 октября 1898 года под Санкт-Петербургом при участии... 7 машин. Затем в 1913 и 1914 годах состоялось два Гран-при России в международном формате и тоже недалеко от Петербурга, на тот момент – столицы Российской империи. Это были уже полноценные соревнования.

Как все начиналось

Первая попытка провести в СССР соревнования «Формулы-1» произошла в период «оттепели», а именно – в октябре 1956 года, когда Центральный автомотоклуб СССР стал членом Международной автомобильной федерации (FIA). Тогда было решено выводить российский автоспорт на интернациональный уровень: ввести схожее регламентирование соревнований, их виды, спортивный календарь и классификацию машин.

В результате у нас появилась своя собственная «Формула-1», которую при ближайшем рассмотрении с международным Гран-при объединяло только название. Наша «Формула-1» вышла исключительно национальной, а на стартовую решетку выходили автомобили-самоделки, не соответствовавшие стандартам Королевских гонок. Заезды советской Ф1 продолжались ни много ни мало 14 лет! В итоге они скатились к так называемой «свободной формуле», которая вскоре и вовсе исчезла из национальной классификации.

Вторая попытка относится уже к более позднему периоду, когда у руля страны стоял Леонид Брежнев. Как известно, генсек ЦК КПСС очень любил автомобили. У него были и Ferrari, и Rolls-Royes, и именно ему принадлежала идея провести в СССР, как в первой стране коммунистического лагеря, гонки «Формулы-1». Брежнев даже встречался на эту тему с Берни Экклстоуном и обсуждал различные варианты проведения, включая возможность сделать трассу вокруг Кремля. Более того, московский этап был даже включен в предварительный календарь чемпионата мира на 1983 год, но и этой попытке было не суждено оказаться реализованной. В ноябре 1982 года Брежнев умер, и тема оказалась забыта.

Тем временем весьма энергичный Берни Экклстоун, фактический владелец Ф1, нашел другую страну в соцлагере, где можно было бы провести «Формулу-1». Венгрия была весьма прогрессивна в своих взглядах и, главное, граничила с капиталистической Австрией. В 1986 году на «Хунгароринге» прошло первое Гран-при Венгрии, Экклстоун поставил в уме галочку в графе «интервенция в соцлагерь» и успокоился.

Проекты и перспективы

После распада СССР тема «Формулы-1» в России вновь начала набирать обороты только в начале 2000-х. Было утверждено сразу несколько проектов строительства автодромов категории 1, где могли бы состояться Королевские гонки. Но ни один из них так и не был реализован. Пока, наконец, в 2008 году в Волоколамском районе Московской области не заложили первый камень нового автодрома Moscow Raceway, инвестируемого частными лицами. Так возникла первая реальная перспектива.

Однако и этот проект не выдержал окончательной проверки: после омологации (получения согласования от официальной организации) трасса получила категорию 1Т, что означает разрешение принимать формульные тесты, но не позволяет проводить сами соревнования. Полагаю, государство изначально не хотело отдавать частному автодрому такой куш, и 14 октября 2010 года в присутствии Владимира Путина был подписан контракт на проведение Гран-при России до 2020 года включительно с опционом на продление между Берни Экклстоуном и компанией «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега».

Надежда на Сочи

Смыслом этой комбинации было проведение российского этапа «Формулы-1» вслед за зимней Олимпиадой в Сочи и создание общего спортивного парка в Имеретинской низменности. По схеме, предложенной авторами проекта, гоночная трасса вписывается в олимпийский парк, а здания инфраструктуры служат одновременно и интересам Олимпиады, а затем и российскому Гран-при.

Идея оказалась довольно интересной, проекты согласовали, и началось строительство. Но главной проблемой стало географическое расположение будущего олимпийского парка. Мало того, что территория Имеретинской низменности с 1911 года является особо охраняемой природной зоной, она еще и расположена на болотах. Таким образом, строительство было осложнено крайне подвижным грунтом. Первым делом строители занялись замещением грунта, чтобы создать подходящую «подушку», но эти нюансы до сих пор дают о себе знать, порой смешивая строителям все планы.

Большая часть объектов Ф1 вписана в инфраструктуру парка и будет задействована во время Олимпиады. Трассу поначалу хотели сделать полностью сборно-разборной, но затем от этой идеи отказались: по нынешнему плану она состоит из двух колец – малого (стационарного) и большого (разборного), территорию которого можно будет использовать как дорогу общего пользования.

По проекту Германа Тильке, известного инженера и строителя подавляющего большинства формульных стадионов, сочинская трасса имеет длину 5,872 тыс. м, ширина ее – от 13 до 15 м и состоит она из 16 поворотов. На самом быстром участке трека предполагаемая скорость болидов будет превышать 320 км/ч. В оставшийся после российского Гран-при период времени функционировать будет только малое кольцо длиной 2,7 тыс. м, на котором можно будет проводить внутрироссийские соревнования, обучающие занятия и прочие автомотоактивности. Кстати, уже обнародована окончательная дата проведения российского Гран-при: 5 октября 2014 года.

На суд журналистов

Впервые журналистов пригласили проинспектировать сочинскую трассу в сентябре прошлого года. Возможно, инициировано это было для того, чтобы публично опровергнуть слухи, будто весь проект – лишь большой мыльный пузырь, который вот-вот взорвется. Тем больше было удивления, когда мы увидели, что строительство не просто ведется, а некоторые объекты уже возведены и даже получили внешнюю отделку. Это касалось в том числе Ледовой арены. Напомню, год назад.

Формула-1. Как ни крути

Следующий наш визит на этот объект состоялся совсем недавно. Строительство олимпийских объектов практически закончено, а гоночная инфраструктура уже переходит к завершающей стадии. Было полностью сдано 6 домиков для команд, которые во время Олимпиады планируется использовать для волонтеров. Готовы и оборудованы всем необходимым медицинский центр и центр МЧС. Четырехэтажное здание питбилдинга (в нем будут находиться все организационные структуры Ф1, включая вип-ложи и пункт управления гонкой, судейские комнаты и пр.), внизу которого расположены командные боксы, также почти достроено. Главная трибуна построена больше чем на 50%.

Юрий Чурсин, заместитель руководителя дирекции компании «Центр Омега», отвечающей за строительство зданий и сооружений, рассказал нам следующее: «Весь процесс осуществляется под авторским надзором компании «Тильке Гмбх», которая следит как за качеством, так и за сроками сдачи объектов. Сейчас в Сочи находится полтора десятка представителей компании, и каждый день на трассе присутствует хотя бы один. Все происходит строго в соответствии с проектом, оборудование и часть материалов – немецкие».

Сама трасса почти полностью покрыта двумя слоями асфальта (по технологии их должно быть три, но самый важный, третий, отличающийся по составу и структуре, будет уложен уже после Олимпиады), а в конце сентября на ее отрезке состоялось роуд-шоу «Формула Сочи».

Русские – едут!

Любопытно, что по приглашению организаторов в столицу Олимпиады приехали даже две команды «Формулы-1», несмотря на крайне плотный график своей занятости. Marussia F1 Team была представлена как единственная формульная команда, выступающая под российским флагом, а вот Sauber F1 Team на тот момент имела подписанный контракт на место призового пилота с россиянином Сергеем Сироткиным. Именно там, на сочинской трассе, Сергей и проехал свои первые километры за рулем болида «Формулы-1».

Вообще тема российского пилота в Королевских гонках крайне актуальна с того момента, как Виталий Петров покинул Ф1 – особенно в свете предстоящего Гран-при России. В течение всего года ходило множество слухов на эту тему, пока наконец Sauber не объявила о контракте с Сироткиным. Это послужило дополнительным стимулом для обсуждений, включая долги команды, миллионы от спонсоров и крайнюю молодость пилота.

За последние дни в расстановке сил произошли очередные изменения. Была обнародована информация о том, что еще один российский пилот примет участие в Ф1 сезона 2014 года. Им станет Даниил Квят, досрочно выигравший 2 ноября чемпионат гоночной серии GP3 и приглашенный в Ф1 командой Toro Rosso. И после этого началась полная неразбериха, в которой появлялась информация о том, что контракт с Сироткиным будет расторгнут из-за спонсорских недовыплат, а его место в Sauber может занять Виталий Петров. Вполне возможно, что к тому моменту, когда выйдет этот материал, все уже окончательно устаканится и расклад станет ясен. Но в любом случае уже сегодня понятно, что хотя бы один россиянин все же примет участие в следующем сезоне Королевских гонок и во время сочинского события нам будет за кого поболеть.

Замерли в нетерпении…

Предстоящий в следующем сезоне Гран-при в Сочи будет одинаково сложным для всех без разбора – как любая трасса, по которой еще никто не ездил. Впрочем, для многих это дополнительный челлендж, чтобы проверить свои возможности. Билеты на соревнование планируется запустить в продажу уже к Олимпиаде, т.е. в феврале следующего года, и организаторы обещают, что цены будут не выше чем на соревнованиях в любой другой стране.

Тем временем промоутер сочинского этапа в рамках подготовки к Ф1 создал «клуб маршалов автодрома Сочи», который должен сформировать команду профессионалов, отвечающих за безопасность на трассе. И помогать им в этом будут зарубежные специалисты, накопившие массу полезного опыта. По имеющейся информации, для работы на трассе потребуется не менее 800 человек!

Что дальше?

А что же будет после того, как Олимпиада пройдет, первый российский Гран-при состоится? Неужели олимпийский парк окажется никому не нужен, как и предвещают отдельные специалисты? «После проведения «Формулы-1» в 2014 году трек продолжит функционировать, – заявил нам Олег Забара, заместитель генерального директора компании «Центр «Омега» по организации и проведению Гран-при России. – Мы будем привлекать российские гоночные серии и развивать отечественный автоспорт, проводить этапы мировых гоночных серий. Трасса готова принимать любые кольцевые автомобильные гонки. Благодаря организации трек-дней, корпоративных и тестовых заездов посетители гоночной трассы получат уникальную возможность круглый год тренироваться в скорости и мастерстве спортивного вождения».

Формула-1. Как ни крути

Ну и не надо забывать, что контракт на проведение отечественного Гран-при у нас заключен до 2020 года. Хотя также не надо забывать и то, что в истории гонок были случаи досрочного расторжения контрактов.

«Формула-1» в Сочи – это всероссийский проект. И если мы справимся, то всем станет только лучше. Здесь можно бесконечно рассказывать о пользе таких мероприятий, но эксперты отмечают несколько главных моментов. Во-первых, развитие автоспорта безусловно полезно для нашей страны, так как дает молодому поколению дополнительную возможность найти себя. Второе. Это – новый автодром: и будущие профессии, весьма популярные во всем мире, и просто занятие выходного дня, и просто дополнительная занятость и рабочие места. К тому же давно доказано, что возможность выплеснуть адреналин на автодроме резко снижает аварийность на дорогах. Затраты в конце концов окупятся, а привлечение мировых серий и болельщиков – дополнительный стимул для экономического развития региона. Так что – как ни крути!

Комментарии
Прямой эфир