Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МАГАТЭ подтвердило отсутствие ущерба ядерным объектам Ирана после атаки Израиля
Общество
Путин назвал повышение продолжительности жизни ключевым приоритетом в РФ
Мир
В посольстве РФ назвали спокойной обстановку в Иране после атаки Израиля
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Мир
The Economist сообщил о создании на Украине дрона большой дальности
Мир
Экс-преподаватель новой главы МИД Латвии Браже назвал ее женщиной с чутьем
Мир
Байба Браже стала новой главой МИД Латвии
Авто
На экс-заводе Mercedes в Подмосковье соберут 360 машин за май
Общество
На Запорожской АЭС заявили об угрозе ядерной безопасности из-за беспилотников
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
Израиль атаковал Иран в день рождения духовного лидера республики
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Происшествия
МО назвало вероятной причиной аварии Ту-22M3 на Ставрополье техническую неисправность
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов

Путешествие в неизведанное

Открываем уссурийскую тайгу вместе с экспедицией Land Rover Discovery
0
Путешествие в неизведанное
Фото: Мария Мельникова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Последнее время мы так все увлеклись поездками за рубеж, что забыли, насколько огромна и красива наша Россия. А ведь ее протяженность с запада на восток составляет почти 10 тыс. км! И климатические пояса – от арктического до субтропического! Огромное разнообразие ландшафта, флоры и фауны, этнических и национальных групп населения – много ли мы об этом знаем, любим ли и понимаем нашу невероятную родину?

Именно двери в неизвестную Россию и задумала приоткрыть компания Land Rover Russia, которая на протяжении последнего года проводит серию экспедиций под общим названием «Открывая Россию».

Открывая Россию

...Мне досталась поездка в Хабаровский край и уссурийскую тайгу. То есть как досталась... Просто от таких предложений не отказываются. Путь не ближний, места красивейшие – когда еще доведется побывать?

Не страшит даже длительный перелет до Хабаровска и семичасовая разница во времени: приключение обещает быть столь захватывающим, что все остальное кажется мелочью. К тому же нам предстоит испытать замечательные автомобили и прогнать их через огонь, воду и медные трубы, чтобы понять, на что они на самом деле способны. В аэропорту Хабаровска нас уже ждет цепочка из семи Land Rover с говорящим названием Discovery: пять – для журналистов, еще две – «технички» с лебедками и прочими приспособлениями, чтобы вытаскивать из возможной грязи заблудшие души путников. А дорога нам предстоит непростая.

Вообще автомобили полностью готовы к путешествию по бездорожью и снежной целине: буквально за неделю до нашего приезда золотая осень разом закончилась и в горах выпало неожиданно много снега. Из-за этого наш маршрут может измениться: не везде пройдут даже подготовленные автомобили, нужны снегоходы.

К сожалению, и из-за недавнего разлива Амура и наводнения во многих регионах Хабаровского края могут быть сложности с передвижением: вода стоит еще практически повсюду, хотя от жилых районов уже отошла. Шноркели, которыми оборудован каждый автомобиль, уже не столь актуальны, а вот лебедки и хорошая резина могут пригодиться. Но главным подспорьем для нас будет усовершенствованная система адаптации автомобиля к разным дорожным условиях Terrain Response. Мы еще не знаем, что нам предстоит, но уже настроились на непростой маршрут.

Кстати сказать, этот год объявлен Годом охраны окружающей среды, и нам, как автомобильным путешественникам, приятно, что именно компания Jaguar Land Rover разработала одну из самых передовых программ компенсации выбросов углекислого газа и поддерживает различные природоохранные проекты.

Первая точка – Хабаровск

Город был основан в середине XIX века как пограничный форпост и назван в честь первопроходца XVII века Ерофея Хабарова. Расположен на правом берегу реки Амур в 17 км от государственной границы с Китаем.

Хабаровск – красивый и статный город, но сейчас производит довольно грустное впечатление: ощущение драматичности недавних событий все еще висит в воздухе. Самодельные дамбы местами уже разобрали, но кое-где мешки с песком все еще лежат горкой. На набережных и в прибрежных районах всюду отметины стоявшей воды. Многие дома пусты, в других водой залиты первые этажи.

В Комсомольске-на-Амуре, куда мы отправимся через два дня, дела обстоят еще хуже. Именно он принял на себя основной удар стихии, хотя и ходят настойчивые слухи, что в наводнении виноваты и люди. В Комсомольске, в Музее военной и гражданской авиатехники, хранится много альбомов с фотографиями, посвященных наводнениям в городе, и первый из них датирован 1932 годом. Это значит, что к ним в принципе уже все готовы, просто в этот раз уровень воды превысил ожидаемый почти на полтора метра. И, говорят, неспроста...

Наше знакомство с Хабаровским краем началось с посещения приамурского зоосада, огромного хозяйства на свежем воздухе, где собрана практически вся местная фауна – от хищных птиц вроде соколов, орлов и пушистых сов до пушных песцов и норок, а также бурых и гималайских медведей, леопардов, рысей и, конечно, знаменитых амурских тигров. Однако самым большим открытием для автомобильных журналистов, погрязших в двигателях, тормозах и подвесках, стал тот факт, что изюбр – это красавец олень, а вовсе не дикое и лохматое животное, похожее на зубра!

Хехцирский заповедник стал продолжением нашего знакомства с флорой и фауной края. Приятно, что местные власти заботятся о своем регионе: заповедник планируют сделать мировым центром познавательного туризма – мало где еще можно найти одновременное сочетание такого огромного количества трав и кустарников, мхов и грибов.

Но, конечно, одним из самых интересных пунктов нашего путешествия стала нанайская деревня Сикачи-Алян. На первый взгляд ничего особенного – домики, как везде, хозяйство мало чем отличается от общепринятого. Однако знакомство с этносом и культурой, историей народа, ремеслами по выделке рыбьих шкур и изготовлению из них одежды и обуви, местными обычаями оказалось неожиданно захватывающим, но венцом всего стала экскурсия к петроглифам – огромным валунам с высеченными на них изображениями лиц, которые тут называют «личинами», и другими рисунками природы.

Петроглифы находили не только в долине Амура, но и в других уголках России и странах мира, в том числе в Европе, Азии, Америке и даже в Сахаре! В Сикачи-Алян их обнаружили относительно недавно – в конце XIX века, но датируются они периодом вплоть до XII тысячелетия до н.э. Есть среди них и более поздние, III тысячелетия до н.э.

Всего на берегу Амура найдено порядка 300 таких валунов с рисунками, но нам довелось увидеть лишь несколько. Во-первых, валуны разбросаны на протяжении нескольких километров, а во‑вторых, из-за высокого уровня воды в Амуре многие оказались затоплены. Но даже эти несколько рисунков произвели неизгладимое впечатление, ведь человеческая жизнь – песчинка по сравнению с их возрастом.

Здесь же, на крутом и глинистом берегу Амура, нам и довелось впервые попробовать на деле внедорожные качества наших автомобилей Land Rover Discovery 4. Спуститься по довольно крутой горе вниз у нас получилось без проблем, но размокшая глина под колесами и, возможно, воля древних богов не захотели просто так отпустить нас обратно. Пришлось прибегать к помощи лебедок и наших инструкторов, которые, осмотрев местность и построив план, уже через короткий промежуток времени извлекли все автомобили из низины. Кстати, пока мы выбирались, подошла местная жительница преклонных лет, посмотрела на всю картину, поцокала языком и спросила: «А как же вы сюда спустились?»

Кстати сказать, и Амур вовсе не такой уж «амурчик». По-китайски река называется совсем иначе: Хэйлунцзян, а означает это – «река Черного дракона». Так что шутки с ним плохи.

Дорога до Комсомольска оказалась весьма живописной. Разлившийся по лугам Амур в ясный день производил весьма мирное впечатление, а через некоторое время изменилась и топография местности: нарисовались возвышенности и горы. Температура падала, день близился к вечеру, на обочинах появился снег. Через несколько часов мы приехали к подножию горы Холдоми и поселку Солнечный.

Холдоми считается крупнейшим горнолыжным курортом Дальнего Востока, сюда приезжают кататься со всего региона. Однако еще раньше, в советские времена, здесь находился один из крупнейших центров добычи олова в СССР. До сих пор тут рассыпаны так называемые «хвосты» – горы переработанной руды, которая тем не менее еще содержит большое количество этого металла. Сейчас идут споры – переработать ее вторично самим или продать Китаю. К сожалению, эта руда содержит также много вредных веществ, поэтому избавиться от нее желательно быстрее. Так, разлив реки уже неоднократно приводил к тому, что окружающая земля была вся отравлена и приходилось принимать быстрые меры по устранению ОВ.

Что же касается названия «Солнечный», то оно дано поселку неспроста. В день, когда после долгой разведки была обнаружена руда, светило яркое солнце. Да и вообще – тут бывает как минимум 218 солнечных дней в году и такое глубокое небо, что дух захватывает!

Окрестные горы повсеместно пробиты штольнями, и кажется, что в каждой из них есть своя Хозяйка Медной горы, которой прислуживают гномы и тролли. Проходы в некоторые из штолен вполне чистые, внутри немного теплее, чем снаружи, а в морозы там все равно сохраняется близкая к нулю температура. Тем не менее замерзшая чистейшая вода образовывает прозрачные сталактиты и сталагмиты, а некоторые камни отливают ярко-зеленым благодаря богатым примесям меди.

Последнее приключение нас ожидало в финальный день экспедиции. Сначала озеро высоко в горах, и путь к нему неблизкий, затем рыбалка, но чтобы доехать до места, придется преодолеть не один брод. Первый из бродов оказался просто глубокой канавой или лужей – мы лишь слегка запачкали пороги. Но вот затем предстояло пересечь реку, и здесь было уже сложнее. Течение плюс подводные камни, плюс возможные ямы на дне могли представлять опасность для не слишком опытных в таких делах журналистов. Поэтому первым, проверяя путь с шестом в руках, шел наш проводник в специальном гидрокомбинезоне. А уже за ним вереницей тянулись автомобили. Вода иногда доходила до капота, но Land Rover’y это не страшно: он может передвигаться на большой глубине, лишь бы в шноркели поступал воздух для двигателя. И главное – не останавливаться, тогда все будет в порядке.

Наши автомобили и на обычной гражданской нешипованной резине (Goodyear Wrangler) отлично справлялись со всеми прихотями дорог: как с размокшей грязью под Хабаровском, так и с нетронутым снегом под Комсомольском и скользкими склонами в горах. Увеличенный клиренс плюс пониженная передача, и вот колонна из семи автомобилей мирно сползает или поднимается к очередному горному озеру. Именно здесь нам предстояло преодолеть зимнюю, внедорожную часть маршрута. Интересно было еще раз проверить внедорожные качества автомобилей, но на этот раз совсем в других условиях – скользких и замерзших дорог. Можно было, конечно, сделать это и вручную, но хотелось испытать различные вспомогательные системы Land Rover, в том числе и систему компенсации ускорения на наклонной поверхности Gradient Acceleration Control (GAC), и систему с электронным управлением, замедляющую скорость движения автомобиля на спуске Hill Descent Control (HDC).

Впрочем, побывав около петроглифов, в нетронутых таежных лесах и заброшенных штольнях, мы уже не удивлялись ничему, что с нами происходило, даже тому, что автомобиль самостоятельно, без нашей помощи, движется в гору или под гору. И мы были готовы подумать, что этим всем управляют горные духи, но на самом деле человеку подвластно и не такое!

Комментарии
Прямой эфир