Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Происшествия
Минобороны сообщило о перехвате и уничтожении 50 БПЛА за ночь над регионами РФ
Армия
Шойгу на полигоне МВО представили перспективные дроны и стрелковое оружие
Мир
На Украине сообщили о повреждении объекта инфраструктуры в Запорожье
Армия
Научно-производственный центр беспилотников создадут в Минобороны РФ
Общество
Путин поручил регионам направлять на зарплаты медикам полученные через ОМС средства
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Боец ВС РФ рассказал о маскировке боевиков ВСУ под гражданских под Харьковом
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Глава Ставрополья назвал погибшего военкора Еремина защитником правды
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Общество
В Кургане объявили эвакуацию жителей домов, расположенных у дамбы
Общество
СК РФ намерен установить всех причастных к гибели военкора «Известий» Еремина
Мир
Al Arabiya засомневался в высказываниях Блинкена о помощи палестинцам в секторе Газа
Общество
Власти сообщили о нормализации паводковой ситуации в частично затопленном Орске

Санация путем ликвидации

Журналист Леонид Злотин — о том, как защитить средний и малый бизнес от проблем, связанных с отзывом банковских лицензий
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Продолжающуюся и в наступившем году работу по санации и отзыву лицензий у нехороших банков в некотором смысле можно сравнить с начальной приватизацией давних теперь уже 1990-х. По очевидной необходимости самого процесса, его стратегической целесообразности, позитивных намерениях инициаторов и — одновременно — тактической непродуманности самого процесса и его неизбежных негативных последствий.

Понятно, что многие банки нарушали нормативы, установленные ЦБ, проводили не совсем красивые операции по так называемой обналичке (понятно, что речь идет не только о собственно черном нале, но и о выводе средств в офшоры, возврате НДС и других интересных операциях, требующих банковских проводок) и тому подобное.

Всё это, несомненно, требовало постоянного контроля со стороны Центробанка. И принятия соответствующих оперативных мер с его стороны. Но, как многое другое в сложившейся системе экономических взаимоотношений, помимо прописанных в законе возможностей, требовалась еще — к позиции нового главы ЦБ — и политическая воля руководства. Тем более что некоторые банки имели достаточно высокопоставленное «опекунство». Позиция, желание и воля теперь удачно совпали, тем не менее на разработку механизмов и способов амортизации последствий, похоже, времени не хватило.

Видимо, требовалось более детально продумать и зафиксировать процедуру санации банков и отзыва лицензий, учитывающую последствия не только для самих банков, но и для их добросовестных клиентов. Особую осторожность следовало проявить еще и потому, что в отличие от физических лиц, чьи интересы в определенной мере защищает закон и Агентство по страхованию вкладов, у банков есть еще и клиенты — юридические лица, что требует, очевидно, иных механизмов защиты и страхования их деятельности.

Проще говоря, сейчас мы имеем дело с очередным примером классической методики — лучше поздно, чем никогда. То есть долгий период недостаточного контроля и непринятие своевременных мер (не углубляясь в объективные и субъективные причины такого положения) сейчас приходится заменять санацией или отзывом лицензий. Опять же хотелось бы точнее понять критерии, по которым принимается решение: в каких случаях можно обойтись без отзыва лицензии, а в каких эта процедура неизбежна. А то ведь когда процесс войдет в рабочее русло, то в отсутствие жесткого регламента начнут возникать привычные соблазны предложить «порешать вопрос», ну и далее как обычно.

Но это то, что, возможно, произойдет.

А вот что уже происходит.

Прежде всего — ощутимый отток средств из финансовых учреждений, не входящих в круг «особо надежных» банков с государственным участием и контролем. Причем вполне работающих, не нарушающих нормативы и не занимающихся рисковой деятельностью. Это уже данность. Часть этих средств временно будет перемещена «под подушку», то есть окажется изъятой из экономического оборота.

Учитывая, как быстро начинает падать доверие к банковской системе в подобных ситуациях, эта часть может значительно увеличиться. Это плохо для экономики, не лучше для нее уже упоминавшееся падение доверия к банковской системе. Всё это нездорово и в ситуации стабильности или экономического роста. В ситуации стагнации экономики это нездорово вдвойне.

Значительная часть средств, изъятых из банков, как санированных, так и просто  попавших под ситуацию, будет переведена в несколько крупнейших государственных. Излишняя централизация депозитной массы, возможно, и порадует руководство данных банков, но в этом случае возникнут проблемы с избыточной ликвидностью.

Число надежных заемщиков не увеличивается, а с нарастанием экономических проблем скорее снижается, рентабельных проектов совсем немного, а поддержка госпрограмм и участие в решении социальных задач со словом «прибыль» исходно не сочетается. Наращивать объем кредитов населению, учитывая чудесную динамику роста «плохих» кредитов, хочется надеяться, тоже не придет в голову руководителям. Разумеется, сладкая маржа между стоимостью кредитов и депозитов при увеличении операционных объемов также увеличится, что, конечно же, порадует топ-менеджеров. Но хотелось бы, чтобы и экономике было чему порадоваться.

Еще одна проблема — большинство проблемных банков находится в регионах. Там, где и без того очень сложная ситуация с поддержкой частного бизнеса (речь не о корпорациях и не о системообразующем «крупняке», разумеется), в том числе и с его кредитованием. Закрытые при отзыве лицензий счета юридических лиц никак не сделают ситуацию более комфортной, если вообще этот термин сегодня применим.

И что делать ничего не нарушившему предприятию или фирме, как продолжать деятельность и выполнять контрактные обязательства — про то пока неведомо. Этот риск для них форс-мажорный, но ведь возможно было продумать и предложить какой-то механизм, решающий эту задачу и переводящий ситуацию из форс-мажорной в техническую, предусмотренную оговоренной юридически процедурой.

Да и сейчас это точно не помешало бы.

Пожалуй, стоит нашим неутомимым законодателям  на время отвлечься от очередных запретительно-ограничительных инициатив и подумать о том, как сделать ситуацию более управляемой и менее разрушительной по последствиям. Банковская система — это вам не лобио кушать, как говаривал один эффективный менеджер.

Комментарии
Прямой эфир