Алиса Фрейндлих попала в Зазеркалье
В Большом драматическом театре имени Товстоногова прошла самая ожидаемая премьера петербургского сезона — «Алиса» Андрея Могучего. Взяв за основу «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, новый худрук БДТ попытался отрефлексировать свое неожиданное попадание в «зазеркалье» — прославленный театр Георгия Товстоногова.
Заглавную роль в спектакле сыграла народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, которая на протяжении двух часов «вспоминает» свою жизнь и театральное прошлое. Помогают ей в этом коллеги — Валерий Ивченко, Леонид Мозговой, Ирутэ Венгалите и Георгий Штиль, они же Шляпник, Кролик, Королева и Додо.
По изначальному замыслу, Алиса Фрейндлих должна была играть в паре с Олегом Басилашвили. Однако из-за проблем со здоровьем актер был вынужден пропустить репетиции.
— Поскольку дата премьеры была назначена, нам пришлось срочно менять планы, — рассказал «Известиям» Андрей Могучий. — Однако в спектакле остались тексты, которые Олег Валерианович произносил во время первых репетиций. Его можно считать одним из соавторов драматургии.
По словам режиссера, весь спектакль собирался из моментов, которые «ловились на ходу».
— Все подслушивалось, подглядывалось и появлялось из импровизаций. Это сложный процесс — не в смысле трудоемкости, а в смысле многообразности, — объяснил режиссер. — Спектакль возник из памяти, из времени, из пространства БДТ.
Трудно разобрать, кого играет Алиса Фрейндлих в спектакле «Алиса» — то ли постаревшую героиню Кэрролла, то ли саму себя в обстоятельствах драмы абсурда. Ясно одно: путешествуя по волнам своей памяти, перебирая старый реквизит, разговаривая с кондукторами фантомного экспресса, она собирает по кусочкам и подытоживает весь свой жизненный путь, неразрывно связанный с Большим драматическим театром.
— Передо мной стояла трудная задача: понять театр и войти в него, — признался Андрей Могучий. — Я должен был сделать спектакль, который адекватен истории этого театра и людям, которые ее представляют. Сейчас я адаптируюсь на новом месте, и мне нужно познать и понять всю сакральную сущность БДТ.
Названный в программке «Бе́гом по кругу в двух действиях» спектакль проходит в стенах второго дома БДТ — камерном Каменноостровском театре. Решение это связано с тем, что Основная сцена на Фонтанке сегодня находится в стадии реконструкции. Однако деревянное здание на Каменном острове как нельзя лучше подходит атмосфере спектакля. Андрей Могучий не раз ставил представления гигантского размаха, с использованием всех новшеств сценической инженерии. Но оказавшись но новом месте, он «отключил» спецэффекты и дал слово актерам театра Георгия Товстоногова.
Следующие показы «Алисы» пойдут в петербургском Каменноостровском театре 6, 8 и 9 марта.