«Всё, что делал Анатолий Кузнецов, было на высшем уровне»
В Москве скончался в возрасте 83-х лет выдающийся артист Анатолий Борисович Кузнецов. Он родился 31 декабря 1930 года в семье известного певца Бориса Кузнецова. Учился на вокальном отделении музыкального училища им. М.М. Ипполитова-Иванова, в 1951 году перешел в Школу-студию им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ, которую и окончил в 1955 году (курс А.М. Карева). В 1979 году ему присвоено звание народного артиста РСФСР, в 1997-м вручена Государственная премия.
В кино Анатолий Кузнецов пришел в 1954 году с картиной «Опасные тропы». Им сыграно множество значимых ролей в фильмах «Утренние поезда», «Друг мой, Колька!», «Горячий снег», «Битва за Москву», «Турецкий гамбит» и многих других (всего более ста), но в первую очередь отечественным зрителям артист известен по роли красноармейца Федора Сухова в истерне «Белое солнце пустыни».
Его персонаж прочно вошел в отечественную культуру — про него сочиняют анекдоты, пишут книги, снимают пародии, ему посвящена компьютерная игра и даже персональный памятник.
Также артист активно занимался дубляжом — его голосом не раз говорили Шон Коннери, Ив Монтан, Франко Неро и Збигнев Цибульский.
В интервью по поводу своего 80-летнего юбилея Анатолий Борисович рассказал «Известиям», почему не жалеет о своих несыгранных ролях в «Карнавальной ночи», «Берегись автомобиля», «Гараже»:
— Да, были в моей биографии предложения, от которых я отказывался. Но я всегда знал, почему я так делаю. Алексей Салтыков, с которым мы сдружились на фильме «Друг мой, Колька!», считал меня своим талисманом и хотел, чтобы я играл в «Председателе». Я его отговорил. Роль требовала актера старшего возраста, и Иван Лапиков доказал, что я был прав. Приглашение на роль председателя гаражного кооператива в «Гараже» совпало с приглашением «Баррандов фильм» на съемки фильма по повести Карела Чапека «Гордубал». Чехи были первыми, и я им дал слово. Я играл главного героя, чешского крестьянина с трагической судьбой. Чиновники Госкино отказали в прокате — мол, слишком грустная история. И наш зритель не видел меня в интереснейшей роли...
Последнее появление артиста на экране — роль генерала в отставке в популярном детективном сериале «Мосгаз».
Народный артист РФ, режиссер Александр Митта, который снял с участием Анатолия Кузнецова два фильма, вспоминает:
— Мне с ним очень хорошо работалось, мы были большими друзьями. У меня в «Раскаленной субботе» он сыграл отрицательного персонажа, что с ним бывало не часто. Он прекрасный артист, и все что он делал, он делал на высшем уровне.
Известный режиссер Джаник Файзиев уверен, что «это большая утрата человеческая и утрата для мира кино»:
— Я не буду оригинален. Анатолий Борисович был человеком исключительным, невероятно ответственным, Артистом с большой буквы. С ним никогда не было никаких проблем или эксцессов, работать с ним было одно удовольствие. Вспоминаю случай, когда на съемках «Турецкого гамбита» он стоял с пистолетом и «расстреливал» негодяев, у меня произошло смещение времен, ожили мои детские воспоминания, и я увидел живого товарища Сухова. Я засмеялся, захлопал. Он мне с улыбкой ответил: «Да, да, многие так реагируют, когда я беру в руки пистолет».
Вспоминает народный артист РФ, режиссер Андрей Малюков, в чьем фильме Анатолий Кузнецов сыграл свою последнюю роль:
— Я познакомился с ним довольно рано, еще в 1960-е годы. Я пришел на практику к Юрию Озерову на съемки «Освобождения», где одну из ролей играл Анатолий Борисович. Он тогда уже был очень популярным артистом. Мы с ним познакомились и можно сказать подружились. Потом я пригласил его в свою первую самостоятельную (хоть и коротенькую) работу «Возвращение катера» на Мосфильме. Мне нужно было собрать три совершенно разных, но взаимно дополняющих мужских характера — и Анатолий Борисович очень подходил по своей фактуре. Потом я снял его в своем полнометражном дебюте «В зоне особого внимания» об учениях десантных войск в очень важной роли майора Морошкина, который противостоит главным героям и создает им трудности.
В последний раз на съемочной площадке мы встретились совсем недавно — я пригласил его в сериал «Мосгаз» на роль ветерана МВД Анатолия Тимофеева и с удовольствием с ним работал. Он был невероятно достоверен, впрочем, это свойство любого талантливого артиста: если актер не убеждает, значит, он не актер. Анатолий Борисович же был просто великолепен, его можно было поставить в любые условия, и он их «оправдывал», как мы говорим, на съемочной площадке. Ему было свойственно невероятное человеческое обаяние в жизни и на экране. Такого обаятельного персонажа, как солдат Сухов в «Белом солнце пустыни», трудно найти в нашем кино. Эта роль сделала его практически национальным героем — общеизвестно, что российские космонавты смотрят этот фильм перед каждым полетом в космос. А все потому, что его мужское обаяние бьет наповал по всем поколениям. У нас были планы о дальнейшей работе, но жизнь всё перекраивает на свой лад. Честно говоря, не могу поверить, что уже не могу позвонить, не могу с ним встретиться и просто поговорить. Хочу выразить глубочайшие соболезнования его жене Але, которая осталась совсем одна в огромном и пустом доме. Дай Бог ей сил и здоровья!