Карты, деньги и две страны
Сразу после официального вхождения Крыма и Севастополя в состав России журналисты обратились с вопросами к владельцам популярных картографических сервисов в интернете: их интересовало, собираются ли «Яндекс», Mail.Ru Group и Google «перерисовывать» свои карты, с учетом новых политических реалий.
Российский офис Google ответил вполне предсказуемо, не сообщив ничего конкретного. Указ сверху (от американских властей), как себя вести, еще не поступил — и, значит, не пришло время делать определенные заявления.
При этом в разгар информационного противостояния из-за ситуации на Украине на принадлежащем Google видеосервисе YouTube был «по ошибке» заблокирован один из самых популярных каналов. Он принадлежит телеканалу Russia Today, который в своих новостях представляет миру позицию, отличную от звучащей в американской и европейской прессе. Заставить Google заблокировать что-либо на YouTube очень сложно, а если речь идет о канале с количеством подписчиком от 0,5 млн человек, то почти невозможно. А тут одно из самых популярных сообществ мирового YouTube было отключено на 30 минут. России дали понять, что в случае необходимости, под любыми предлогами американские интернет-сервисы могут прекратить сотрудничество с нашей страной. Это же подтверждают и действия платежных систем Visa и MasterCard, которые по политическим мотивам отказались работать с рядом российских банков.
Компания «Яндекс» (ее главное юрлицо зарегистрировано в Нидерландах) в своем официальном блоге заявила, что российские пользователи увидят на карте Крым как часть России, а украинские — как часть Украины. «Яндекс» будет ориентироваться на политику страны, из которой пользователь зашел на сайт. Если, к примеру, в Турции не признали референдум о присоединении к России законным, то для турецких пользователей Крым и Севастополь будут частью Украины. Для компании, активно работающей на Украине и в Турции, в таком подходе есть логика.
С другой стороны, не всегда нужно руководствоваться прибылью — особенно если ты себя позиционируешь как российская компания. Жители Крыма и Севастополя стали получать российские паспорта, начинают ездить на машинах с российскими госномерами, номера их телефонов со временем переведут на российский префикс «+7», а сами жители полуострова уже считают себя русскими.
Еще одна крупная российская компании Mail.Ru Group, зарегистрированная
на Британских Виргинских островах, после обращений журналистов уже провела на своих картах государственную границу между Украиной и Крымом. А вот границы, отделяющие Южную Осетию и Абхазию от Грузии, на картах этой компании так и не появились с 2008 года. Наверно,
после объявления независимости этих республик никто из журналистов не обратился в Mail.ru с соответствующим вопросом.
Пока американские корпорации проводят политику своего государства, компании, которые привыкли называть себя российскими, озабочены тем, чтобы не потерять рынки, и пытаются понравиться всем.