Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Скрипачи отказались от Страдивари в пользу современных инструментов

Эксперимент, проведенный в Париже, ставит под сомнение миф о превосходстве кремонского мастера
0
Скрипачи отказались от Страдивари в пользу современных инструментов
Фото: REUTERS/Eduardo Munoz
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Шесть из десяти скрипачей-солистов сочли, что современные скрипки лучше, чем инструменты великого итальянца Антонио Страдивари. Таковы опубликованные в американском журнале «Труды Национальной академии наук» (Proceedings of the National Academy of Sciences) результаты эксперимента, проведенного Клаудией Фриц и Джозефом Кёртином в Париже в 2012 году.

Авторы опыта предложили десяти концертирующим скрипачам, в том числе россиянину Илье Калеру, выбрать на слух лучший инструмент из 12 предложенных. В арсенале были шесть современных скрипок и шесть старых итальянских, в том числе пять инструментов Страдивари «золотого периода». В итоге наибольшее число голосов получила новая скрипка. На старинных инструментах остановили свой выбор лишь четверо из десяти музыкантов.

Авторы эксперимента убеждены, что репутация Страдивари как непревзойденного мастера обусловлена интересами многомиллионной индустрии: цена его инструментов доходит до $16 млн.

Это уже не первый подобный эксперимент, однако на сегодняшний день — самый подробный и объективный. Впрочем, скромное число участников не позволяет назвать его результаты универсальными.

Как выяснили «Известия», многие звезды скрипичного исполнительства относятся к легенде Страдивари без излишнего трепета. Максим Венгеров готов поменять свою скрипку кремонского мастера на никому не известный инструмент, если последний будет звучать лучше.

— Единственным критерием в выборе скрипки для меня является звук, — заявил он «Известиям».

Звезда жанра «кроссовер» Ванесса Мэй, играющая на инструменте Гваданьини, сказала, что ее скрипка «очень далека от лучших образцов, но ее слышало больше людей; таким образом, она приносила больше радости, чем самые великие скрипки». Мэй заверила, что ее устраивает «жизнь вдали от мира прославленных инструментов».

Альтист Юрий Башмет считает, что «90% инструментов Страдивари — самые лучшие в мире, а 10% — просто нормальные». Есть как минимум один альт Страдивари (всего их десять), который Башмет признает откровенно неудачным.

Немецкая скрипачка Юлия Фишер вспомнила, что, когда она перешла со Страдивари на Гваданьини, никто этого не заметил — ни оркестранты, ни дирижеры, ни коллеги-скрипачи.

— Один мой друг-пианист говорил: «Не бывает плохих роялей, бывают плохие пианисты». В каком-то смысле он прав, — призналась «Известиям» Фишер. — Имя скрипичного мастера не должно влиять на публику. Ведь 99% слушателей не могут отличить Страдивари от Гварнери.

А вот самый популярный американский скрипач Джошуа Белл не потерял веры в абсолютное превосходство Страдивари.

— Точно могу сказать, что инструменты Страдивари ставлю выше любых других, они всегда были моим идеалом. Многие коллеги любят Гварнери. Он хорош, и я был бы не против обладать таким инструментом для кое-какого репертуара, но всё же Страдивари — это совершенство, — убежден Белл.

На вопрос о плачевных для Страдивари результатах эксперимента он ответил, что «это был эксперимент не над скрипками, а над людьми».

— Очень важны отношения между инструментом и скрипачом — то, как они вместе делают музыку. Играя на великой скрипке, ты чувствуешь себя более сильным музыкантом. У меня нет ни малейших сомнений по поводу разницы между Страдивари и лучшими современными скрипками. Разница, может, и тонкая, но очень важная, — заключил Джошуа Белл.

Между тем аукционный дом Sotheby's объявил о закрытой продаже одного из десяти альтов Страдивари за $45 млн, тем самым готовясь установить новый мировой рекорд стоимости музыкального инструмента. Согласно словам Башмета, это не тот альт, который он счел провальным.

Комментарии
Прямой эфир