Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Туризм
Названо самое популярное у россиян направление для перелетов в праздники в мае
Общество
Спасатели МЧС приступили к поисково-спасательным работам на руднике в Приамурье
Мир
FT узнала о намерении ЕС ввести пошлины на зерно из РФ и Белоруссии
Происшествия
ПВО РФ уничтожила девять снарядов РСЗО «Вампир» над Белгородской областью
Мир
СМИ объяснили уверенность КНР в стабильности РФ поздравлением Си Цзиньпина
Общество
Вертолет МЧС эвакуировал в Елизово туристов после схода лавины на Камчатке
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обрушения породы в шахте рудника в Приамурье
Армия
Моряки-подводники отмечают свой профессиональный праздник прямо на учениях
Мир
Пашинян предупредил об угрозе войны с Азербайджаном «в конце недели»
Армия
ВС РФ уничтожили базу готовивших теракты в Белгородской области наемников
Мир
Блинкен сообщил об обсуждении с Нигером действий после разрыва соглашений
Туризм
Аэропорт Сочи запросил режим «открытого неба» на три года
Авто
АвтоВАЗ выбрал логотип для новой версии Lada Largus
Экономика
В ФНС спрогнозировали рост поступления налогов в бюджетную систему РФ
Мир
Польский генерал указал на необходимость исчислять потери ВСУ в миллионах

Санкционная феня

Поэт и переводчик Игорь Караулов — о том, зачем Западу нужны санкции против России, и о том, как на эти санкции реагировать
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Американские санкции против России заходят на второй круг, но до сих пор неясно, зачем это нужно США.

О достижении практического результата — сломать Россию, изменить ее политику, привести к власти других людей — речь не идет. Как показывает опыт, санкции не оказывали решающего воздействия и на менее значительные государства, не столь щедро наделенные природными и человеческими ресурсами.

Может быть, Америка действует, наплевав на прагматизм, из чувства бескорыстного морального долга? Но ведь не вводят же США санкции против Египта, где оппозиционеров сотнями приговаривают к смерти. Не видно на горизонте санкций против Саудовской Аравии и Катара, грубо вмешивающихся в дела Сирии. Да и после февральского переворота в Киеве Вашингтон ни словом не намекнул на возможность санкций против путчистов.

Значит, дело в чем-то другом. Будем считать, что США чисто эстетически понравилась идея «говорить языком санкций», как это называет наш МИД, причем именно с великой Россией, страной Толстого и Достоевского. Или, выражаясь точнее, «ботать по фене санкций», ведь в салоне у мировой Анны Павловны Шерер принято говорить приличным языком о свободе торговли, о неограниченном перемещении капиталов, технологий и информации, а вот в подворотне, куда сверхдержава спускается покурить, так и тянет перейти на санкционную феню.

Так или иначе, но Америка гуляет на свои. Нам же важно найти правильные слова для ответа на действия Вашингтона и его вольных или подневольных союзников, не опускаясь до блатной распальцовки.

С неправильными словами проще, они иной раз и на заборе написаны. На том заборе, где птичка нарисована (называется Twitter), намедни высказался Павел Дуров, отставной гендиректор соцсети «ВКонтакте», который выразил энтузиазм по поводу санкций против Игоря Сечина, «бывшего агента КГБ и разрушителя больших российских компаний».

Дурова можно понять. У него обида на Сечина, не без помощи которого он был вытеснен из своего доходного уголка в тот отстойник герценов от коммерции, где до него оказались покойный Березовский, Чичваркин, Полонский. К тому же у Дурова, кажется, возникли теплые (чтобы не сказать «петухо-кукушечьи») отношения с госсекретарем США Керри, который возмутился увольнением Дурова, назвав этот шаг проявлением борьбы со свободой слова.

В конце концов, что взять с молодого космополита, негативно настроенного по отношению к существующей власти? Государственной мудрости, истинного патриотизма куда уместнее ожидать от нашего политического класса, в значительной степени состоящего из тех людей, которые уже попали в санкционные списки или имеют шанс рано или поздно в них оказаться.

Кажется, эти люди едины в том, что на санкции надо дать жесткий и болезненный ответ. Об этом говорят в МИДе, об этом заявили Дмитрий Рогозин, Валентина Матвиенко.

Наверное, сейчас во множестве кабинетов и коридоров власти обсуждаются самые разные планы уесть Америку. Но одно дело — воинственные танцы с бубнами, и совсем другое — игра на настоящие деньги.

Санкции — вещь обидная. Это как пощечина. Но, резко отвечая на такую пощечину, мы рискуем ударить себя по второй щеке. В конце концов, никто не обязывает Россию отвечать на американскую, европейскую или японскую фанаберию ни симметрично, ни асимметрично, ни как-то еще.

Бывает забавно, когда уездная парикмахерская вывешивает объявление о том, что в ней больше не обслуживают Обаму. А вот когда «Газпром», наша всероссийская «житница», намекает на что-то похожее, становится как-то не по себе.

Не просто в официальном документе, а в самом важном из всех официальных документов, которые может выпустить открытая компания (отчетность по МСФО), «Газпром» делает примечательные заявления.

В частности, «Газпром» говорит о том, что конфликт с Украиной вызывает беспокойство по поводу надежности поставок газа в Европу, и предупреждает о возможных сбоях в транзите газа через Украину, Белоруссию и Молдавию. Кроме того, «Газпром» ссылается на возможные санкции Запада, которые могут ухудшить его экономическое положение (что, разумеется, также не повысит надежность поставок). Наконец, «Газпром» объявляет о переориентации на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Фактически «Газпром» излагает программу ответных (и, возможно, превентивных) санкций против тех европейских стран, которые готовы слишком далеко пойти на поводу у США. Ровно в духе персонажа из любимого народом фильма: «А если не будут брать — отключим газ!».

На первый взгляд тезисы «Газпрома» всего лишь отражают тревожную реальность. Но при этом телега ставится даже не впереди лошади, а впереди какого-то гиппопотама.

Почему США и Канада стали мотором международных санкций против России? Потому что они от России очень мало зависят.

Почему Европа не торопится следовать их примеру? Потому что она от России зависит гораздо больше. Казалось бы, всем это ясно.

Главная зависимость Европы от России — это зависимость газовая. Наш «Газпром» всегда подчеркивал, что он — надежный поставщик. Гарантией его надежности была история поставок, которые начались и не прерывались в годы «холодной войны». Гарантией его надежности были особые отношения с Германией — мировым символом солидности в бизнесе. Ради укрепления этой репутации «Газпром» привлекал таких людей, как Герхард Шредер, только что отпраздновавший свое 70-летие в Санкт-Петербурге.

И вот теперь «Газпром» сам объявляет себя ненадежным поставщиком. Что должна делать Европа?

Вместо того чтобы, лениво позевывая, прорабатывать запасные варианты поставок на отдаленное будущее, Европа будет вынуждена быстро искать альтернативу российскому газу просто ради собственного выживания. А ослабление российско-европейской взаимозависимости уничтожит всякие объективные разногласия между ЕС и США в отношениях с Россией, игра на которых была в последние годы важным направлением российской дипломатии.

Наш газ — очень ценное вещество, но мы с ним не можем убежать на другую планету. Все, что может «Газпром» — это уйти со своим газом к китайцам и немедленно обнаружить, что эти ребята тоже далеки от филантропии. Так муж, запиленный старой женой, сбегает с вещами к любовнице, а она уже ждет его на пороге со своим собственным лобзиком.

Комментарии
Прямой эфир