Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
Трамп обвинил Байдена в намерении отобрать его бизнес
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Вновь в огненном кольце

Историк Андрей Мартынов — о Хатыни исторической и легендарной
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

События в Одессе — сожжение сторонниками евроинтеграции своих политических соперников в здании Дома профсоюзов, заставили вспомнить о трагедии Второй мировой войны.

О той самой, настоящей, белорусской Хатыни.

Так, на заседании Совбеза ООН 3 мая постоянный представитель России Виталий Чуркин сказал, что «действия радикалов «Правого сектора» в Одессе напоминают преступления нацистов». Кто-то сравнил трагедию в Доме профсоюзов с Хатынью, кто-то вспомнил, что Хатынь тоже сожгли украинцы, в том числе Роман Шухевич…

Насколько корректно сравнивать трагедии, которые разделяет свыше 70 лет?

Начнем с конца: глава Украинской повстанческой армии Хатынь не сжигал. Да, он был преступником и мыло душистое с веревкой пушистой себе заработал. Но конкретно этого злодеяния не совершал. Правда, украинцы там действительно были, в том числе ранее служившие у Шухевича. Может быть, поэтому и его вспомнили…

Но обо всем по порядку.

22 марта 1943 года партизаны из отряда «Мститель», входившего в знаменитую бригаду «Дяди Васи» (командир Василий Воронянский), на дороге Логойск–Плещеницы (ныне часть трассы М3) в районе деревни Большая Губа обстреляли автоколонну 118-го батальона охранной полиции (шуцманшафт или шума), состоявшей из украинских коллаборантов.

Был убит командир одной из рот, гауптман Ханс Вельке (чемпион Олимпийских игр 1936 года) и три полицая.

В тот же день для акции возмездия был сформирован отряд из двух рот 118-го батальона, усиленного частями жандармерии. В ходе зачистки леса полицейские столкнулись с партизанами. Командир части майор Эрих Кернер запросил помощи и к месту боя были направлены немецкая рота и украинский взвод из батальона «штрафников» (с мая месяца — полка) штурмбанфюрера СС (майора) Оскара Дирлевангера.

Взводом командовал бывший лейтенант Красной армии Иван Мельниченко.

Лесные солдаты отступили к Хатыни, которая, согласно рапорту Кернера, была «известна своим дружелюбием к бандитам» (то есть партизанам). Вскоре в деревне разгорелся бой.

Вот еще одна цитата из рапорта Кернера: «Деревня была окружена и атакована со всех сторон. Противник при этом оказал упорное сопротивление и вел огонь из всех домов, так что пришлось применить тяжелое оружие — противотанковые пушки и тяжелые минометы».

Согласно немецким данным, было убито от 30 до 34 народных мстителей. За сотрудничество с «бандитами» все уцелевшие жители Хатыни (часть погибла в ходе боя) были согнаны в сарай и сожжены живьем. Всего погибло по разным данным от 149 (официальная статистика) до 156 человек (данные немецкого историка Ханса-Петера Клауша). В том числе 75 детей.

Почему после войны официальная советская история скрывала факт боя партизан с карателями в Хатыни, представив события как ничем не мотивированную расправу немцев (о коллаборантах одно время предпочитали тоже молчать) с мирными жителями?

Думается, была предпринята попытка запутать, в первую очередь Запад, много писавший о трагической гибели польских офицеров в Катыни. Дескать, всё в порядке, мы чтим расстрелянных.

Наивно? Неуклюже? Глупо?

Но тем не менее, как это ни парадоксально звучит, срабатывало. Например, в ходе визита президента США Ричарда Никсона.

Поэтому о бое не писали. И, как это ни кощунственно звучит, забыли деревни, в которых погибло больше мирных граждан. Так, 21 июня 1942 года каратели Дирлевангера уничтожили деревню Збышин под Могилевым. Погибло 1076 человек. А в Краснице (тоже Могилевская область) уничтожили 857.

Интересна судьба непосредственных участников акции. Ограничимся только гражданами СССР и Российской империи.

Василий Мелешко, командир 1-го взвода 1-й роты 118-го шуцманшафта, в конце войны, оказавшись во Франции, дезертировал и перешел к местным партизанам. Потом вернулся в Советский Союз, выдав себя за бежавшего из плена военнослужащего и благополучно пройдя фильтрацию в органах контрразведки.

Правда, в 1949 году выяснилось, что он был коллаборантом. Мелешко арестовали, но он сумел скрыть подробности своего прошлого, в частности службу в 118-м батальоне, и в 1955 году вышел по амнистии.

Только в 1975 году удалось найти документальные свидетельства и доказать его причастность к трагедии. Он был расстрелян по приговору суда.

Начальник штаба шуцманшафта, бывший старший лейтенант Григорий Васюра также смог скрыть свое участие в хатынском преступлении. Данные о его сотрудничестве с немцами (также неполные) были найдены лишь в 1952 году. Он также вышел по амнистии 1955 года. Повторно осужден и расстрелян в 1986.

Иван Мельниченко в 1945 году дезертировал из полка «Доливана» (так называли Дирлевангера местные коллаборанты). Воевал в партизанском отряде, из которого также благополучно сбежал. Летом 1945 года добровольно пришел с повинной. Во время перевозки к месту преступления с целью проведения необходимых следственных действий бежал. 26 февраля 1946 года застрелен при попытке ареста.

А вот одному из командиров 118-го батальона Константину Смовскому повезло. Бывший офицер Императорской армии, в годы Гражданской войны воевал у Петлюры, потом, в эмиграции, служил в польской армии. После войны Смовский скрыл свое участие в карательных экспедициях. Как польский гражданин он не подлежал выдаче в Советский Союз.

Активно участвовал в деятельности украинских ветеранских организаций. Дослужился до генерал-хорунжего (генерал-майора). Умер в Соединенных Штатах в 1960 году.

Избежал наказания и командир отделения шуцманшафта Владимир Катрюк. Он благополучно живет в провинции Квебек в Канаде, где занимается пчеловодством. Ему сейчас 92 года.

Если учесть нынешнее трепетное отношение Запада к киевской хунте и к карателям в Донецкой области, то не удивительно не менее предупредительное отношение к карателям той, минувшей войны. Тенденция, однако.

Впрочем, это вина (или беда?) не только Запада. Часть либеральной и националистической оппозиции (трогательное сочетание!) на Украине и в России приветствовало сожжение инакомыслящих в Одессе. Теперь понятно, что нас ждет, если они придут к власти.

После трагедии 11 сентября в знак солидарности с американцами жители многих стран носили значки «Я — ньюйоркец».

Теперь мы все одесситы.

Комментарии
Прямой эфир