Новости, деловые новости - Известия
Понедельник,
5 декабря
2016 года

Большой театр обрусел

Планы ГАБТа на 239-й сезон предвещают национализацию театральных элит

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Владимир Урин представил первый спланированный им сезон Большого театра на многолюдной пресс-конференции.

Сравнение с прежними подобными собраниями было неизбежно. Контраст заключался не столько в самих планах — их нельзя назвать революционными, — сколько в риторике руководства. Ушла чопорная убежденность в безоговорочном превосходстве Большого (она по инерции ощущалась в речах Сергея Филина и по понятным причинам — в комплиментах «новичка» Тугана Сохиева). Появились критический взгляд на вещи и спокойное намерение постепенно выводить театр из кризиса.

Несмотря на то что никакой «прорыв в будущее» Уриным не позиционируется, в перечне из пяти оперных и двух балетных премьер, заявленных на следующий сезон, уже ясно читаются новые векторы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Во-первых, бросается в глаза резкое «обрусение» Большого театра. Если список постановщиков нынешнего сезона был почти целиком импортным (из русских режиссеров была приглашена только Юлия Певзнер, из дирижеров — только Геннадий Рождественский), то сейчас картина противоположная.

Режиссировать будут Лев Додин, Евгений Писарев, Алексей Бородин, Дмитрий Белянушкин и лишь один заморский гость — Роберт Карсен. Дирижировать — помимо Тугана Сохиева — станут наши соотечественники Михаил Юровский и Антон Гришанин и зарубежные мастера Эвелино Пидо и Уильям Лейси. К тому же все трое упомянутых иностранцев были приглашены в Большой еще прежним руководством театра, то есть без участия Урина.

Та же тенденция очевидна и в балете: если в 238-м сезоне единственной полноценной премьерой является «Укрощение строптивой» Жан-Кристофа Майо, то в 239-м запланированы новые хореографические работы россиянина Юрия Посохова и русскоязычного белоруса Раду Поклитару.

Владимир Урин

Владимир Урин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Конечно, «славянофильство» ГАБТа не будет оголтелым: к международным копродукциям Урин относится хорошо, считая, что они помогают осваивать чужие для нас национальные традиции, и оставляет в силе давние планы Михаила Фихтенгольца привезти в Москву «Билли Бадда» в постановке Дэвида Олдена, «Роделинду» Ричарда Джонса и «Енуфу» Алвиса Херманиса (последний пока что собирается отказать Большому по политическим причинам, но Урин надеется его переубедить). Всё это — дела грядущих сезонов, но не ближайшего.

Во-вторых, в оперном списке преобладают кассовые хрестоматийные названия: «Риголетто», «Пиковая дама», «Свадьба Фигаро» и «Кармен» (из премьер текущего сезона соревноваться с ними в популярности могла лишь «Царская невеста»). Отвечая на вопрос «Известий» о том, тенденция это или случайность, Сохиев и Урин разошлись во мнениях.

— Здесь нет никакой тенденции. Просто эти названия идут во всех крупных театрах мира. И если мы сравниваем Большой театр с Ковент-Гарден, Венской оперой и «Метрополитен», то эти названия у нас должны присутствовать, — сказал главный дирижер.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

— Я чуть-чуть поспорю со своим музыкальным руководителем: тут есть определенная тенденция, — мягко парировал Урин. — Это позиция театра: на сцене должно идти всё. И сложнейшая опера Бриттена «Билли Бадд», и «Кармен». Не вижу ничего плохого в том, чтобы в репертуаре Большого театра были популярные оперы.

В-третьих, налицо «шлейф» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, который тянется за Уриным, несмотря на его заявления об обратном.

Здесь и юный Дмитрий Белянушкин, ученик главного режиссера Александра Тителя, уже сделавший спектакль на Новой сцене Театра Станиславского, и штатный дирижер этого коллектива Антон Гришанин — они будут ставить в Большом детскую оперу петербуржца Сергея Баневича «История Кая и Герды».

Здесь и Евгений Писарев вместе со своим художником-соавтором Зиновием Марголиным, недавно выпустившие «Итальянку в Алжире» в Театре Станиславского, — им доверена моцартовская «Свадьба Фигаро».

Здесь и Алексей Бородин, с которым Владимир Урин бок о бок проработал немало лет в начале своей карьеры. Наконец, через один-два сезона будет ставить в Большом и Александр Титель.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Вклад Тугана Сохиева в формирование плана тоже более-менее ясен: новый музыкальный руководитель ГАБТа с особенным жаром говорил о Льве Додине и его «Пиковой даме», поставленной в Париже в 1999-м, — именно ее перенесут в Большой 27 февраля 2015 года. Кстати, как и Додин, большинство режиссеров будущего сезона — мастера драмы, а не оперы. Выльется ли этот «крен» в еще одну тенденцию, станет видно через год-два.

Наконец, в-четвертых, уже совершенно ясно, что Владимир Урин мыслит себя оперным интендантом ГАБТа гораздо больше, чем балетным, — отчасти потому, что считает музыкальную часть «слабым звеном». Он лично ответил на большинство оперных вопросов журналистов, а балетные предпочитал отдавать Сергею Филину. Он заявил, что в его голове готов черный список оперных спектаклей, которые надо снимать с репертуара, но этот список останется тайной, пока соответствующие решения не будет готов принять Туган Сохиев (сейчас вместо снятия опер Урин будет использовать метод их «заморозки» на 1–3 сезона).

Что касается балета, то здесь ГАБТ ожидает возобновление «Легенды о любви» в исходной версии 1961 года под присмотром автора, Юрия Григоровича, а также две мировых премьеры. «Гамлета» на музыку Пятой и Пятнадцатой симфоний Шостаковича (переговоры об авторских правах с его вдовой еще идут) поставят Раду Поклитару и Деклан Доннелан. А трехактного «Героя нашего времени» к 200-летию Лермонтова создадут Юрий Посохов (которого Филин определил как «ретрограда») и Кирилл Серебренников.

Туган Сохиев

Туган Сохиев

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Оригинальная музыка была заказана Юрию Красавину, который уже написал значительную часть партитуры, когда по настоянию Серебренникова заказ перешел к Илье Демуцкому. Владимир Урин заявил «Известиям», что альтернативного «Героя» Красавина можно будет услышать на специальном концерте.

На балет также возложена львиная доля гастрольной нагрузки: пока Урин будет поднимать оперу с колен, балетная труппа отправится танцевать в Японию, Гонконг и Бразилию.

В ходе конференции руководители театра увлекались и раскрывали кое-что из более отдаленных и менее «железных» планов. Так, Владимир Урин сообщил «Известиям», что ГАБТ хочет поставить редкую оперу «Идиот» Моисея Вайнберга, мировая премьера которой прошла год назад в Мангейме. Сергей Филин объявил, что готов возродить некогда существовавшую хореографическую мастерскую при театре. А Туган Сохиев заверил, что поработать в Большом рассчитывает модный немецкий маэстро Кристиан Тилеман.

Сергей Филин

Сергей Филин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Кроме того, мы узнали, что Дмитрий Черняков будет обновлять своего «Онегина», а Ратманский — свой «Светлый ручей», что последний приедет ставить оригинальный балет через пару сезонов и название уже определено; что для Ивана Васильева подыскивают роль в одном из премьерных спектаклей, а на юбилее Елены Образцовой в Большом наконец-то споет Анна Нетребко.

Планы, поначалу казавшиеся умеренными, на глазах разрастались и расцветали. Кстати, знаменитый ансамбль «Цветущие искусства» Уильяма Кристи тоже приедет, а вокруг раскинется целый фестиваль барочной музыки. В общем, аппетит во время еды пришел — теперь дело за тем, чтобы все пункты меню оказались в наличии.

Известия // вторник, 13 мая 2014 года

Большой театр обрусел

Большой театр обруселПланы ГАБТа на 239-й сезон предвещают национализацию театральных элит

скопируйте этот текст к себе в блог:


Новости сюжета «Большой театр»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке