Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
1 июля
2016 года

Система грантов ведущим театрам и оркестрам будет реформирована

Владимир Мединский предлагает платить артистам не за бренд, а за творческие достижения

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин

Коллегия Министерства культуры обсудила итоговый проект реформирования системы грантов президента и правительства РФ. Еще в 2013 году, определив грантополучателей на 2013–2015 годы, Владимир Путин постановил с 2016-го ввести систему выделения грантов на конкурсной основе.

Проект реформы представила директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Софья Апфельбаум. Предложенная концепция вызвала серьезные разногласия между министром культуры Владимиром Мединским, членами коллегии и творческой общественностью. Главный вопрос, ответ на который пока не удается найти: стоит ли устраивать конкурсы на все средства грантов, лишая тем самым гарантированной поддержки крупнейшие культурные институции?

Система грантов президента России для ведущих творческих организаций и образовательных учреждений в сфере культуры была учреждена в 2003 году для сохранения их кадрового потенциала. В числе первых грантополучателей были два главных театра страны ― Большой и Мариинский, две консерватории ― Московская имени Чайковского и Санкт-Петербургская имени Римского-Корсакова, а также три оркестра: Госоркестр имени Светланова, Большой симфонический оркестр имени Чайковского и Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии

Софья Апфельбаум подчеркнула, что «по негласной договоренности средства грантов направляются на стимулирующие выплаты творческому и педагогическому составу».

― Значение этой системы сложно переоценить. Распределение грантов стало важнейшим фактором сохранения наших ведущих творческих коллективов, позволило избежать оттока за рубеж музыкантов, сохранить труппы репертуарных театров, ― подчеркнула Апфельбаум.

С 2007 года стали выделяться также гранты правительства РФ симфоническим оркестрам и региональным коллективам. Сегодня гранты президента и правительства получают 84 организации, общая сумма выплат оставляет более 5 млрд рублей. Гранты возобновляются каждые 3 года. При этом существует негласный «золотой список» организаций, которые гарантированно получают деньги: за 10 лет ни одна из них не была лишена выплат, список лишь расширялся.

Именно этот момент смущает, в частности, Счетную палату. По определению, гранты ― это денежные выплаты, направленные на реализацию конкретных творческих проектов, получить которые можно на конкурсной основе. Таким образом, то, что сегодня выплачивается учреждениям культуры, грантами, по сути, не является.

Однако культурная общественность уверена, что уже сложившаяся форма поддержки крайне необходима и ее уничтожение негативно скажется на функционировании ведущих творческих организаций. А выплата грантов только на творческие проекты неизбежно повлечет за собой резкое снижение зарплат. Софья Апфельбаум отметила, что «деятельность творческих коллективов ― протяженный творческий процесс со своими взлетами и падениями, удачами и периодами неизбежной стагнации», поэтому им «необходима системная и последовательная поддержка».

Апфельбаум не стала скрывать, что разработчики проекта реформы ставили перед собой задачу прежде всего «сохранить действующую систему и предложить путь ее развития». В частности, в документе предлагалось увеличить к 2016 году общее количество грантополучателей с 84 до 120, создав единую двухуровневую систему, в которой 100 грантов президента будут по-прежнему даваться на 3 года знаковым организациям и коллективам, а 20 грантов правительства ― для реализации конкретных творческих проектов.

Предложена и система мониторинга деятельности грантополучателей. Например, для театральных коллективов выработано пять показателей эффективности, в том числе количественный ― посещаемость, качественный ― экспертная оценка и др. Свои критерии предусмотрены и для учебных заведений, и для концертных организаций. По замыслу разработчиков документа, мониторинг будет проводить специальный совет по грантам, который мог бы оценивать «не достижения последнего года деятельности, а в целом уровень организации, ее значение для развития российской культуры».

Владимир Мединский дал негативную оценку представленному проекту. По его мнению, в предложенном варианте выплаты грантов по-прежнему будут производиться «за красивое имя» и «за бренд», а не за конкретные творческие проекты. Министр подчеркнул, что в указе «вопрос ставится о перестройке системы, чтобы это не было обычной надбавкой к зарплате».

― Вы предлагаете шило на мыло поменять. Всё останется на своих местах, только раз в 3 года будем собираться и по каким-то критериям всё тем же учреждениям подтверждать гранты, потому что все они ― национальное достояние. Список учреждений с национальным достоянием чуть-чуть расширится. Но ни о каких грантах на творческие проекты речи не идет. Организации по-прежнему будут тратить их на зарплаты. Несмотря на то что мы планомерно повышаем зарплаты, чтобы перейти к разумной ситуации, ― парировал министр.

Генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман заявил «Известиям», что разделяет точку зрения Мединского.

― Я полностью согласен с министром в том, что часть денег должна идти на творческие проекты. Средства грантов не должны использоваться исключительно на повышение зарплаты, ― сказал Кехман.

Однако так думают далеко не все. Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин крайне негативно оценил инициативу реформирования системы грантов, поскольку «вопрос поддержки культурообразующих учреждений, неких сил национальной культуры ― это вопрос очень серьезный».

― Дело в том, что сама суть вопроса должна лежать немножко в другой плоскости. Некоторые наши учреждения ― театры, и музыкальные театры в том числе, ― это духовные дома с многолетней историей. Это то, что всегда поддерживалось государством, начиная еще с XVIII века. Даже в 20-е годы прошлого столетия, когда была жуткая ситуация, Дирекция императорских театров, переделанная в Дирекцию академических театров, получала особую государственную поддержку, ― подчеркнул Фокин.

Аналогичной точки зрения придерживается генеральный директор Большого театра Владимир Урин, который в беседе с «Известиями» отметил, что проект по реформированию системы грантов кажется ему «несовершенным». Урин добавил, что «устраивать конкурс на гранты, которые являются составляющей заработной платы творческой части театра» ему «не представляется правильным».

― Дело в том, что когда принималось решение по грантам, основной задачей было увеличение заработной платы творческим работникам. И сегодня, когда считаются показатели средней зарплаты, например в Большом театре, необходимо понимать, что эти показатели учитывают и грантовую составляющую. Без гранта зарплаты окажутся намного ниже. Если государство готово дополнительно профинансировать тех, кто получает гранты, и выделить аналогичные суммы на зарплату, тогда можно обсуждать новую систему грантов, ― резюмировал гендиректор.

Коллегия Минкультуры не пришла к консенсусу. Министр культуры отправил проект на доработку, а также поручил в течение месяца провести совещание с крупнейшими грантополучателями, чтобы каждый пришел «со своими конкретными предложениями».

Известия // понедельник, 2 июня 2014 года

Система грантов ведущим театрам и оркестрам будет реформирована

Система грантов ведущим театрам и оркестрам будет реформированаВладимир Мединский предлагает платить артистам не за бренд, а за творческие достижения

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «Минкультуры»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке