Новости, деловые новости - Известия
Среда,
28 сентября
2016 года

«Грушинский фестиваль — это явление мирового масштаба»

Бард Александр Городницкий — о том, как ссорились и мирились фестивали и авторы

Фото: Анатолий Рахимбаев

Объединение популярных фестивалей бардовской песни (Грушинского фестиваля и «Платформы») под брендом «Единый Грушинский фестиваль» не состоялось. Несмотря на скандалы, с 3 по 6 июля на Мастрюковских озерах прошел 41-й Грушинский фестиваль. Знаменитый бард Александр Городницкий отказался возглавлять худсовет фестиваля из-за споров между организаторами. Корреспондент «Известий» позвонил основоположнику бардовской песни, чтобы узнать, чем завершился «грушинский раскол».

— Почему вы отказались от участия в худсовете Грушинского фестиваля?

— Этот худсовет объединял разных людей из Грушинского клуба и оргкомитета фестиваля «Платформа», которые так и не смогли договориться друг с другом. Я был назначен председателем этой организации, но когда понял, что диалог двух сторон зашел в тупик, сложил с себя полномочия и написал в министерство письмо о своем отказе.

Кроме того, долгие годы я был председателем жюри. Именно эта работа мне очень нравится. Никакого отношения к оргкомитету и худсовету я впредь иметь не хочу.

— Как прошел фестиваль?

— Его вряд ли можно назвать объединенным в том ключе, в котором задумывалось слияние, но по духу единение состоялось. Фестиваль прошел на базе Грушинского клуба с привлечением очень многих людей с «Платформы», и на деле обе стороны прекрасно поладили друг с другом, грамотно разделив обязанности.

Напомню, что музыканты никогда не враждовали между собой — основная конфронтация шла между Борисом Кейльманом и руководителем «Платформы» Николаем Мартыновым. Судя по успешно проведенному мероприятию, объединение Мартынова с Кейльманом состоялось. Один занимался хозяйственными и инфраструктурными вопросами, а другой — художественными.

— Конфликты не испортили впечатление о «Груше»? 

— Думаю, нет. То, что я видел, мне понравилось. Несмотря на некоторую скромность мероприятия из-за недостатка финансирования, фестиваль произвел очень хорошее впечатление. На Мастрюках, нашем традиционном месте, замечательная атмосфера, которую нельзя испортить никакими склоками.

Работало 13 площадок, всюду выступали интереснейшие музыканты. Особенно мне понравился проект «Барды мира», который объединил участников из разных стран ближнего и дальнего зарубежья. По оценкам полиции, фестиваль посетило около 50 тыс. человек.

Впрочем, я немного огорчился после того, как увидел несколько ребят «под наркотой». У нас подобной публики никогда не было.

— Если всё прошло хорошо, почему вы отказались от участия в организации?

— Я опасался разборок и склок. Все-таки я очень старый человек, мне 81 год, и я совершенно не готов участвовать в конфликтах.                                   

— Какие выступления на фестивале вам больше всего запомнились?

— Мне самому пришлось выступать 9 раз на разных площадках. Это дикое количество, так что я не смог как следует следить за другими музыкантами. Но я заметил, что очень много молодых людей активно принимали участие в поэтической номинации. Ну и конечно, все они были в восторге от творческого вечера Евгения Евтушенко.

— Президент Грушинского клуба Борис Кейльман говорил, что «Грушинскому фестивалю не с кем объединяться». Это справедливое утверждение?

— Нам нужно было не объединение, а скорее восстановление фестиваля в старых рамках и на старом месте, с привлечением всех желающих в нем участвовать.

— В Министерстве культуры «Известиям» пояснили, что договоренности о совместной организации фестиваля были нарушены Грушинским клубом. На ваш взгляд, это справедливая оценка ситуации? 

— Я считаю, что такой проблемы нет, потому что большинство руководителей «Платформы», в том числе Александр Мирзаян и Вадим Егоров, с радостью участвовали в новом фестивале. У нас нет обиженных людей, за исключением, пожалуй, организатора «Платформы» Дмитрия Богданова. Но и с ним, я уверен, будет найдено взаимопонимание. Так что трагедии никакой нет. 

— Руководители «Платформы» опасаются, что их фестиваль может закрыться. А вы как считаете? 

— Понятия не имею. Но надеюсь, что и в следующем году будет единый Грушинский фестиваль, в котором будут принимать участие все ведущие барды. Раньше я очень переживал из-за того, что два больших фестиваля авторской песни разъединяют людей. Нам нужно двигаться дальше вместе. 

— Планы на следующий год уже строите? 

— Да, у нас будет очень много проектов, в том числе кинофестиваль, посвященный авторской песне, и большая театральная программа. В России, да и в мире больше нет такого места, как «Груша». Это явление мирового масштаба.

— Выходит, что два фестиваля договорились без участия властей?

— Да, потому что такие вещи не делаются бюрократическим путем, при помощи указа сверху. Но с другой стороны, я очень благодарен министру культуры Владимиру Мединскому за то, что у него возникло столь благое намерение. Я убежден, что  Грушинский фестиваль должен получить государственное финансирование. 

— Если Министерство культуры снова предложит вам проект по объединению, вы согласитесь?

— Конечно. 

Справка «Известий»

Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина основан в 1968 году. Он назван в честь студента Куйбышевского авиационного института, который утонул, спасая детей. Первые фестивали собирали в основном туристов и любителей бардовской песни, однако впоследствии на них стали приезжать десятки тысяч людей со всей России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

До 2007 года Грушинский фестиваль, организованный Клубом авторской песни имени Валерия Грушина, проходил на Мастрюковских озерах и ежегодно собирал до 150 тыс. человек. В 2006 году ООО «НПФ «Мета» арендовало у Новобояновского лесхоза участок, где проводился фестиваль, для собственной рекреационной деятельности. После этого Грушинский клуб перенес фестиваль в район Федоровских лугов, а на Мастрюковских озерах появился фестиваль бардовской песни с аналогичным названием, организованный Фондом Михаила Грушина (племянник Валерия Грушина).

Осенью 2013 года министр культуры Владимир Мединский и губернатор Самарской области Николай Меркушкин предприняли попытку объединить фестивали. Сложные переговоры между властями и двумя организаторами велись вплоть до мая 2014 года, когда на совещании в Министерстве культуры РФ была достигнута договоренность провести Объединенный Грушинский фестиваль на Мастрюковских озерах летом 2014 года.

На совещании было принято решение создать автономную некоммерческую организацию «Единый Грушинский фестиваль». Ее учредителями стали Министерство культуры РФ, правительство Самарской области, администрация города, Грушинский клуб, ООО «НПФ «Мета» и др. Президентом организации был назначен Борис Кейльман, а худсовет фестиваля возглавили бард Александр Городницкий и народный артист России Олег Митяев. 

Известия // пятница, 11 июля 2014 года

«Грушинский фестиваль — это явление мирового масштаба»

«Грушинский фестиваль — это явление мирового масштаба»Бард Александр Городницкий — о том, как ссорились и мирились фестивали и авторы

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке