Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Общество
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Семена Еремина
Происшествия
Минобороны сообщило о перехвате и уничтожении 50 БПЛА за ночь над регионами РФ
Армия
Шойгу на полигоне МВО представили перспективные дроны и стрелковое оружие
Туризм
Церемония награждения Russian Hospitality Awards состоялась в Сочи
Общество
Адвокат Блиновской сообщила о ходатайстве СК продлить ей арест
Общество
В память о погибших при исполнении сотрудниках МЧС в Донецке высадили аллею
Мир
КНДР провела тестовый запуск новой зенитной ракеты
Мир
Обломки дрона-мишени времен холодной войны нашли в штате Массачусетс
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Происшествия
В районе Курил были зарегистрированы два землетрясения магнитудой 4,7
Мир
Президент Эквадора Нобоа ввел в стране режим ЧС из-за энергетического кризиса
Общество
Глава ДНР Пушилин выразил соболезнования в связи с гибелью военкора Еремина
Армия
Экипаж САУ 2С9 «Нона-С» уничтожил наблюдательный пункт ВСУ на правом берегу Днепра
Общество
Суд арестовал еще троих предполагаемых участников банды из Белгородской области

Навстречу звездам

Есть ли место для частной космонавтики в России
0
Навстречу звездам
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Основная задача Сколковского кластера космических технологий и телекоммуникаций — способствовать приобщению малого и среднего бизнеса к космонавтике. Для этого в «Сколково» делают все возможное — выделяют гранты, обеспечивают стартапы офисами, предоставляют компаниям дорогостоящее оборудование, которое сами они купить не могут. И самое главное — помогают новичкам наладить связи с гигантами отрасли и получать от них заказы. Словом, интегрируют небольшие компании, которые предлагают новые, интересные проекты, в огромную и такую важную для России космическую отрасль. О том, что удалось сделать Фонду «Сколково» в этом направлении, и о будущих целях рассказал «Известиям» руководитель кластера Алексей Беляков.

Кластер космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» был создан не так давно — всего три года назад. Сколько компаний вам удалось объединить за это время?

Сейчас у нас 116 резидентов, суммарная выручка которых превышает 1 млрд рублей. Это и относительно крупные компании, и небольшие стартапы, которые только начинают работать на этом рынке.

Но, признаюсь, нам важно не количество резидентов, а качество их разработок и продукции. Мы могли бы без проблем увеличить число компаний в нашем кластере, но зачем? Мы заинтересованы только в жизнеспособных коллективах, которые делают реальный бизнес, поэтому все они проходят тщательный отбор. Кстати, не всем удается удержаться у нас: ежегодно мы проводим оценку активности резидентов и отсекаем тех, чью работу считаем недостаточно эффективной. По результатам 2014 года, думаю, примерно десяти компаниям придется покинуть кластер, но при этом появятся новые резиденты. Так что, думаю, к концу года у нас будет порядка 140 компаний.

А по каким направлениям они работают?

Я бы выделил несколько основных областей. Во-первых, это различные космические сервисы: навигация, дистанционное зондирование, услуги по обработке изображений, полученных с космических спутников и прочее. Одна из таких компаний — «Спирит-навигация» — скоро выводит на рынок приложение для смартфона, которое помогает ориентироваться внутри любого здания: в торговом центре, на подземной парковке или в большом офисном здании. Кроме маршрута оно выдает массу информации — от скидок в магазинах за углом до подробного описания фирм, мимо которых вы проходите.

Другое направление — создание бортовых систем, наземной инфраструктуры, средств управления и визуализации, электронной компонентной базы, авионика, датчики. Фирма «Азмерит», которая недавно получила от нас грант, уже создала прототип звездного датчика, который позволяет ориентировать космические аппараты, и скоро он будет протестирован на одном из предприятий Роскосмоса. Еще одна компания — резидент кластера «Гаскол» занимается звездными датчиками, действующими на оптическом принципе. Уже запланирован эксперимент по измерению угловых колебаний Международной космической станции (МКС), который будет проводиться с их помощью. К этому же направлению относится компания «Спектралазер», которая занимается системами лазерного зажигания для ракетных двигателей. Это новая, очень эффективная технология. Компания «Спектралазер» уже провела серию успешных испытаний лазерного зажигания на основной камере сгорания двигателя РД-107 для ракеты-носителя «Союз».

Робототехника как направление, вышедшее из космической отрасли, также представляет для нас существенный интерес. Здесь тоже есть перспективные проекты, например, уникальные системы компьютерного зрения для погрузочной техники, которые делает компания «РобоСиВи». Она уже продала несколько систем «Самсунгу», подписала договор на поставку с одним из немецких автопроизводителей, имеющих производство в России, договорилась и с крупными российскими ритейлерами. Другой пример — компания «Аэроб», которая производит беспилотные летательные аппараты для мониторинга объектов инфраструктуры.

Среди резидентов вашего кластера есть компании, которые делают частные спутники. Расскажите, пожалуйста, о них поподробнее.

Есть. Одна из них — «Даурия — спутниковые технологии» — недавно вывела на орбиту спутники с полезной нагрузкой АИС (автоматические идентификационные системы). С их помощью можно отслеживать местоположение судов в открытом море. Причем не только снимать телеметрическую информацию, но и следить за состоянием различных узлов судна, отслеживать маршрут, время прибытия в порты. Раньше эти задачи решались с помощью наземных систем, но они позволяли следить за судном лишь на ограниченном расстоянии. Создание же группировки АИС позволит получать полную картинку в открытом море. Их потребителями станут владельцы рыболовецких или грузовых флотилий, крупные логистические компании. Кстати, ФГУП «Морсвязьспутник», которое занимается системами связи и оповещения на морских судах в России, уже активно сотрудничает с «Даурией». Модемы для спутниковой связи можно также устанавливать и на наземный транспорт, и в этом случае их могут покупать крупные логистические компании.

Еще один резидент «Сколково» — «Спутниковые инновационные космические системы» («Спутникс»), запускает аппараты, способные делать снимки земной поверхности в среднем разрешении. Несмотря на то что эти спутники далеки от лучших мировых образцов по разрешению, данные, полученные с них, можно применять в разных областях: сельском хозяйстве, экологическом мониторинге, страховании, в сервисах для туризма и отдыха. «Спутникс» тоже планирует создать в будущем свою орбитальную группировку.

А телекоммуникации — это отдельное направление в работе кластера?

Да, и оно только-только начинает развиваться. Большое значение для этого направления имел конкурс «Сконнект», который завершился совсем недавно. Мы сами не ожидали, насколько огромный интерес он вызвовет у молодых компаний! За какие-то два месяца было собрано более 60 заявок. Каждая из них интересная, перспективная. Это самые разные проекты — системы наземной передачи данных, сотовая связь, системы безопасности, электронная компонентная база, системы фильтрации контента и многое другое. В жюри конкурса мы пригласили как ведущие венчурные фонды, так и гигантов российского телекома. Таких игроков, как МТС и «ВымпелКом». Представляете, насколько это важно для начинающих компаний? Ведь у них появилась возможность показать свои проекты потенциальным клиентам и партнерам. Конкурс прошел очень успешно, и мы решили проводить его регулярно.

Многие наши компании, которые занимаются телекомом, имеют большие коммерческие перспективы. «Радио Гигабит», например, создала специальные антенны, которые могут осуществлять коммуникации с подвижным источником. Их потенциальным покупателем может стать, например, РЖД, чтобы оснастить поезда интернетом.

Расскажите, в чем конкретно выражается ваша помощь своим резидентам.

Во-первых, прежде всего это экосистемная поддержка. «Сколково — наиболее раскрученная в России площадка, на которой общаются компании-стартапы, венчурные фонды, крупные компании (ключевые партнеры фонда). Партнерами «Сколково» являются практически все российские венчурные фонды. Общий размер «мягких» обязательств превышает 25 млрд рублей, размер венчурных денег, привлеченных в компании «Сколково» в 2013 году, составил около 1,1 млрд рублей. И кстати, основная часть этой суммы пришлась на сделки космического кластера. «Даурия Аэроспейс» и «РобоСиВи» привлекли средства от фондов под управлением I2BF и LetaCapital соответственно.

Во-вторых, это инфраструктурная поддержка. Высококлассные офисы и лаборатории, центры коллективного пользования, которые скоро будут созданы в технопарке «Сколково». Их оснастят дорогостоящим оборудованием, необходимым стартапам для исследований (приборы для метрологии, тестирования, прототипирования и прочее). Это особенно важно для небольших компаний, ведь они не могут себе позволить купить оборудование, а без него нельзя создать инновационный продукт.

Кроме того, примерно 20% наших резидентов получают финансирование в виде грантов. Правда, получить грант непросто. Проект должен быть действительно достойным. Вначале заявку рассматривают специалисты фонда, затем она попадает на оценку к внешним экспертам. После этого проект выносится на рассмотрение Грантового комитета фонда, который уже и принимает окончательное решение. Суммы грантов — от 5 млн до 300 млн рублей. Согласитесь, существенно не только для маленьких компаний.

В чем заключается роль ключевых партнеров фонда, о которых вы упоминали?

Это крупнейшие российские и международные компании, компании-лидеры в своих областях. Сейчас их более 40, среди них такие гиганты, как IBM, Microsoft, General Electric, Alstrom, КамАЗ, «Ренова» и многие другие. Ключевыми партнерами космического кластера являются компании Airbus, Boeing, ИСС им. академика Решетнева, РКК «Энергия», то есть крупнейшие компании ракетно-космической отрасли.

Почему их участие так важно для «Сколково»? Да потому, что в конечном счете именно они и являются потребителем инноваций наших стартапов. По сути, мы предоставляем стартапам площадку для бизнес-общения, чтобы они могли рассказать о своей продукции, достижениях и сверить свои планы с направлением движения лидеров отрасли. Такой шанс здесь есть даже у новичков.

Наши ключевые партнеры собираются размещать свои НИОКР-центры в иннограде «Сколково». Это очень важно как для них, так и для нас. Им интересен доступ к инновациям и сколковским кадрам, мы же ждем от них запрос на перспективные исследования, которые они будут финансировать. Другая форма взаимодействия партнера и «Сколково» — создание так называемых спиноф­фов (стартапы, которые выделяются из бизнеса материнской компании для коммерциализации технологии в смежных областях и на рынках). По такому пути пошел, скажем, Airbus, создавший в «Сколково» сразу три компании-спиноффа.

Кстати, наши партнеры очень рассчитывают на выпускников Сколтеха (Сколковского института науки и технологий), где уже действует довольно сильная космическая программа во главе с профессором MIT Эдвардом Кроули. Мы надеемся, что именно выпускники Сколтеха будут подпитывать «Сколково» новыми идеями, перспективными исследованиями. Кто-то из них создаст свои компании, а кто-то будет коммерциализировать разработки.

Есть ли у ваших резидентов шанс занять свою нишу на отечественном и зарубежном космических рынках? Будут ли их проекты востребованы?

Думаю, что будут, но, к сожалению, не все. Надо смотреть на вещи реально и четко понимать, что любой стартап — это всегда риск, а его успех зависит от того, насколько конкурентоспособен продукт. Мы довольны динамикой развития многих компаний–резидентов, в том числе тех, о которых я уже говорил. Но конечный результат будет зависеть от множества факторов — как объективных (устранение технологических рисков, выбор правильной стратегии и прочее), так и субъективных (рынок и конкуренты)

Мне кажется, что самые большие перспективы у тех, кто работает в сегменте космического сервиса. Ведь небольшим компаниям гораздо проще, чем крупным корпорациям, налаживать связи с клиентами, понимать потребности и удовлетворять их. К примеру, мы видим много интересных идей и продуктов, которые создаются резидентами «Сколково» в области обработки космических снимков. Фирма «Космоснимки Ру» предоставляет сервис по мониторингу экологической обстановки и чрезвычайных ситуаций. Она также производит отдельные продукты для энергетических компаний (для разработки месторождений и для мониторинга трубопроводов), для геологоразведки. Похожие сервисы уже нашли свое применение на Западе. К примеру, американская компания Spatial Energy, которая разработала сервис на основе данных со спутников для нефтедобытчиков, недавно была продана спутниковому гиганту Digital Globe, что говорит о востребованности ее продуктов.

И конечно, огромный потенциал у телекоммуникационных компаний. По последним данным, «космический» рынок в целом оценивается более чем в $300 млрд, телекоммуникации (спутниковое телерадиовещание, интернет) занимают примерно треть.

А вот в создании космической инфраструктуры малым компаниям будет тяжеловато конкурировать с гигантами, ведь это очень капиталоемкая отрасль, к тому же с большими сроками окупаемости. В этой сфере очень важен госзаказ , и огромная его часть, естественно, военная составляющая. В российской космонавтике почти в 100% случаев в роли основного заказчика на такие услуги выступает государство, а в США — в 60%.

Но и тут есть свои успешные примеры. «Даурия» и «Спутникс», о которых мы уже говорили. Нужно учитывать и новые тенденции рынка, такие как тренд «Спейс 2.0». Он связан с коммерциализацией космоса, с появлением частных быстрорастущих компаний, демонополизацией рынков. Небольшие частные фирмы предлагают новые подходы в решении задач, снижают барьеры для входа на рынок. По сути, это квинтэссенция частного космоса. Пока их доля очень мала, но перспективы огромны. Посмотрите на опыт компании «Space X». Истратив $100 млн частных денег и $400 млн государственных, эта фирма создала ракету-носитель, способную конкурировать с нашими «Союзами», индийскими и европейскими ракетами. Проект полностью коммерческий, на него уже поступают заказы, что, конечно, оказывает ценовое давление на конкурентов.

Сейчас вообще сильно прослеживается тенденция к появлению новых игроков на мировом космическом рынке. И дело не в том, что создается что-то прорывное. Новшество скорее заключается в самой бизнес-модели: какие рынки выбирают компании, насколько жизнеспособны их стратегии, кого им удается заполучить в партнеры. Лично я уверен, что в будущем «частники» будут занимать все большую долю на этом рынке. И конечно, наши резиденты станут не последними игроками.

Комментарии
Прямой эфир