Власти Москвы сделают «Манеж» более прибыльным
Арт-директор Музейно-выставочного объединения (МВО) «Манеж» Андрей Воробьев покинул свой пост из-за низкой рентабельности учреждения культуры и грядущей смены его художественной политики. Об этом он заявил корреспонденту «Известий» в свой последний рабочий день.
— Мне кажется, что концепция развития «Манежа», принятая департаментом культуры Москвы, будет меняться, — считает Андрей Воробьев. — В дальнейшем выставочные площадки заполнятся различными мероприятиями, не имеющими отношения к искусству.
Экс-арт-директор заявил о том, что непродление контракта «не стало для него неожиданностью», и связал кадровую политику городских властей с «нелегкой экономической ситуацией в сфере культуры».
— В свое время в «Манеже» продавали мед и шубы, и он покрывал свои расходы. Затем концепция изменилась, в нем стали устраивать выставки, но художественные проекты совершенно нерентабельны. С самого начала между руководством «Манежа» и властями города на эту тему был конфликт, — напомнил Андрей Воробьев.
По словам экс-арт-директора, сделать «Манеж» самоокупаемым возможно только в том случае, если на его площадках будут проводиться коммерческие мероприятия.
В пресс-службе департамента культуры Москвы «Известиям» пояснили, что пост арт-директора «Манежа» в сентябре заменит специальный кураторский совет, состоящий из нескольких человек. Сотрудники ведомства затруднились раскрыть цель формирования нового органа и новую художественную политику учреждения в связи с кадровыми изменениями.
В разговоре с «Известиями» Андрей Воробьев усомнился в работоспособности нового органа.
— Мне кажется, у кураторов сразу же возникнет конфликт интересов и ничего толкового не получится. Каждый член совета будет «проталкивать» свой проект, — уверен Андрей Воробьев.
Искусствовед и галерист Ильдар Галеев сказал, что новая система художественного руководства «Манежем» напоминает басню «Лебедь, Щука и Рак».
— Представьте себе ситуацию, когда картину доверяют писать сразу нескольким людям одновременно. Что из этого получится? — интересуется Ильдар Галеев. — На мой взгляд, кураторский совет — это некое искусственное новообразование без внятных полномочий.
На вопрос о дальнейшей судьбе главного выставочного зала Москвы Ильдар Галеев заметил, что «сегодня лихорадит все городские учреждения культуры».
— «Манеж» — не исключение. Это уникальная площадка, где должны проводиться выставки, посвященные нашей великой истории и культуре. Однако благая цель не всегда соответствует экономическим задачам наших чиновников, — резюмировал галерист.
В 2012 году арт-директором МВО «Столица» (с сентября 2012 года — МВО «Манеж») стала куратор и галерист Марина Лошак. После ее прихода учреждение сменило художественную политику, став музейным центром мирового уровня. В «Манеже» прекратились выставки достижений народного хозяйства, а выставочный зал стал главной площадкой Московской биеннале современного искусства.
До прихода в «Манеж» Андрей Воробьев работал заместителем гендиректора по экспозиционно-выставочной работе в Третьяковской галерее. Еще ранее он работал в Государственном центральном театральном музее имени Бахрушина и ГМИИ имени Пушкина. В августе 2013 года, после того как Марина Лошак возглавила ГМИИ имени Пушкина, Андрей Воробьев стал арт-директором МВО «Манеж».
В структуру МВО «Манеж» входят Центральный выставочный зал на Моховой улице, «Малый Манеж» в Георгиевском переулке, центр «Рабочий и колхозница», выставочный зал «Домик Чехова», Музей Вадима Сидура и Музей-мастерская Дмитрия Налбандяна.