Пиноккио и Буратино встретились на Тверской
В филиале Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина — Театральном салоне на Тверской — открылась выставка «Встреча Пиноккио и Буратино».
Поводом для рандеву двух самых знаменитых деревянных человечков стало новое издание знаменитой сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», осуществленное издательством «Ганджеми» на итальянском, английском и русском языках.
Распространять оригинал сказки среди англо- и русскоязычной аудитории для авторов проекта — задача принципиальная. Имя Пиноккио ассоциируется прежде всего с популярным мультфильмом компании «Уолт Дисней», в России же героя Коллоди уже давно потеснил его клон — Буратино Алексея Толстого. Оба варианта при этом имеют лишь отдаленное сходство с первоисточником.
Иллюстрации к новому изданию выполнил итальянский художник Франко Стаино. Они же стали и главными экспонатами выставки в Театральном салоне. На презентации художник подчеркнул, что обратился к сказке из-за «большой любви к ее тексту» и желания пробудить у читателей еще больший интерес к ней.
— Во многих книгах, которые я видел, изображение Пиноккио на иллюстрациях совершенно не соответствует тексту, — отметил Франко Стаино. — Иногда из-за иллюстраций сокращают литературный текст, что является «культурным преступлением». Мне пришла в голову мысль проиллюстрировать эту сказку своего рода комиксами: в текст внедрены картинки, которые полностью соответствуют содержанию и дополняют повествование.
Принцип комиксов был выбран и для представления иллюстраций художника на выставке. Архитектору Джироламо Баруджи удалось создать уникальный образ экспозиции: 36 картин, последовательно раскрывающие содержание каждой из глав книги Коллоди, помещены в деревянную коробку. Сами иллюстрации выполнены в необычной технике печати по дереву. Джироламо Баруджи рассказал «Известиям», что процесс создания картин был непростым.
— Аргумент нашей выставки — живое дерево. Поэтому картины сделаны именно на этом материале. Сложность заключалась в том, что акварель должна была хорошо лечь на деревянную основу. Мы пробовали печатать изображения на нескольких сортах дерева. В итоге выбрали тополь, потому что он меньше всего абсорбировал и не давал дополнительный цвет, меняющий краски автора, — сказал архитектор.
Несомненно, главным героем этой выставки является Пиноккио, и вопреки привычному раскладу сил роль Буратино в экспозиции весьма скромная. Упоминание о длинноносом проказнике в красно-белом колпаке есть только в первом зале, на стенах которого можно увидеть афиши и эскизы к постановкам сказки Алексея Толстого в отечественных ТЮЗах, кукольных и детских театрах.
Выставка продлится до 21 сентября.