Новости, деловые новости - Известия
Понедельник,
30 мая
2016 года

Знания из моря

«Плавучий университет» покоряет Арктику

Погожим солнечным днем на центральной набережной Архангельска собрались ребята в теплых пуховиках. Ничего, что сейчас жарко, зато в экспедиции, где им предстоит провести 20 дней, будет тепло и уютно. «Все на палубу! Отдать швартовый!» — командует из своей рубки капитан. Мамы и папы, утирая слезы, обнимают напоследок юных исследователей Арктики, и судно «Профессор Молчанов» медленно отчаливает от берега.

А еще говорят, что женщины на корабле — это плохо! «Не верьте, неправильная примета, точно знаю, — улыбается капитан судна Виктор Лащевский. — У нас женщин больше половины, все работают, делом заняты. Я в такой компании уже три года в море хожу — и ничего, все здоровы и счастливы!»

Необычный проект

«Арктический плавучий университет» — это, по сути, программа обучения студентов, но не в аудиториях и лабораториях, а «в поле», точнее — в море. Совместный проект Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) им. М.В. Ломоносова, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Севгидромета и Русского географического общества стартовал в 2012 году, а в конце этого лета в его рамках прошел уже шестой образовательный рейс — неизменно на судне «Профессор Молчанов». «Во время таких экспедиций молодые ученые, исследователи Арктики, получают знания и навыки в реальных условиях северных морей, — отметила перед экспедицией ректор САФУ, профессор Елена Кудряшова. — Во время этой, шестой, экспедиции российские и иностранные студенты впервые вместе изучают Арктику в морских условиях по аккредитованной образовательной программе, впервые в рамках проекта будут проведены работы по оценке состояния инфраструктуры Севморпути, историко-культурные исследования по поиску и изучению объектов и фактов, связанных с освоением Севера». Также ребята продолжили исследования по географии, биологии, гидрометеорологии, геоморфологии. А преподаватели наблюдали за работой ребят в море из университетского центра космического мониторинга Арктики.

В 2014 году состоялись два рейса «Плавучего университета». Первый завершился в конце июня и проходил по маршруту: Архангельск — Белое море — архипелаг Шпицберген (Баренцбург, Ню-Олесунн) — Баренцево море — Архангельск. «Внимание было уделено таким научным направлениям, как метеорология, океанография, гидрохимия, гляциология и палеогеография, а также биоресурсным и геоинформационным наблюдениям, — рассказал проректор по научной работе САФУ Константин Боголицын. — Эта экспедиция была уникальна тем, что работа велась двумя отрядами. Первый прибыл на Шпицберген на судне «Профессор Молчанов», второй отряд, выполнивший большой комплекс полевых работ на Шпицбергене, отправился туда авиарейсом, а уже затем присоединился к основной (морской) экспедиционной команде. Поставленные перед экспедицией задачи были выполнены в полном объеме».

Новые задачи

Во второй рейс «Профессор Молчанов» отправился в августе, и на этот раз экспедиция стала международной. В ней приняли участие студенты и молодые ученые, представлявшие САФУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Северное УГМС, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, НЦ «Русская Арктика», Университет Северной Британской Колумбии (Канада), Университет Рокшильде (Дания), Университет Копенгагена (Дания), Университет Тромсе (Норвегия), Университет Нурланда (Норвегия), компанию Total (Франция) — всего 23 научных сотрудника, 25 студентов и 4 аспиранта. «От кандидатов в члены нашей команды требуются крепкое здоровье и психологическая устойчивость, судно хоть и большое, но пространство замкнутое, и находиться в нем придется 20 дней, — рассказывал, собираясь в экспедицию, ее научный руководитель Константин Зайков, директор Арктического центра стратегических исследований САФУ. — В предыдущие рейсы мы достигли самой северной островной точки, а теперь поплывем к самой северо-восточной. Новый набор образовательных программ включает в себя не только комплекс естественно-научных дисциплин, но также социально-гуманитарных, чтобы студенты факультетов естественных наук, которые исследуют Арктику, поглубже познакомились с историей и культурой региона. А гуманитарии, в свою очередь, помимо истории и культуры, смогли изучить и природу Арктики». Надо отметить, что образовательная программа «Плавучего университета» в этом году прошла сертификацию, поэтому результаты своей работы в экспедиции студенты различных вузов смогут выключить в собственные образовательные программы. Таким образом, проект — часть единого международного образовательного пространства.

Испытай себя

«В экспедиции я иду в качестве переводчика для пяти иностранцев, — делилась перед отплытием Ксения Вежливцева, студентка 4-го курса факультета иностранных языков САФУ. — Помогу им в бытовой жизни, а также буду переводить на английский язык лекции по экологии, по законам и политике России в отношении арктических территорий». Девушка рассказала, что заявку на участие в экспедиции подавала еще в ноябре прошлого года, и только в конце весны узнала, что прошла отбор: «Я очень сильно хотела, ждала и надеялась, это же так интересно — когда еще попадешь в Арктику! У меня родители — моряки, но там никогда не были, говорят, что мне очень повезло». Этот маршрут пролегает по Северному морскому пути: Архангельск — п. Бугрино (о. Колгуев) — о. Вайгач — ст. Марресаля (п-ов Ямал) — ст. Попова (о. Белый) — м. Челюскин (п-ов Таймыр) — ст. Барановская (о. Большевик) — о. Диксон — Архангельск. В состав экспедиции вошла и съемочная группа телекомпании «Контраст» во главе с журналистом и путешественником Михаилом Кожуховым, который начал снимать новый документальный фильм. «Раз уж взялся снимать кино об истории Северного морского пути, о его первопроходцах, то надо и самому там побывать, испытать на себе, что чувствовали они — первые исследователи Арктики», — считает Михаил Кожухов.

Двадцатидневная образовательная программа обширна и насыщенна. «Некоторые думают, что на судне ребята отдыхают и развлекаются, — рассказала Наталья Бызова, замруководителя экспедиции по учебной работе, заведующая кафедрой географии и геоэкологии САФУ. — На самом деле у них нет ни одной свободной минуты, каждый день насыщен до предела: лекции, практические занятия, лабораторные исследования». Чтобы попасть в проект «Плавучий университет», студент должен четко определить направление своей работы и предоставить конкретный план действий. «В экспедиции я исследую радиационный фон воды около Новой земли, — сообщил Артем Сидоров, студент 5-го курса физического факультета САФУ. — Эти исследования нужны для того, чтобы в дальнейшем мы могли влиять на радиоактивность воды и научиться ее корректировать».

Несмотря на медведей

Вообще, в ходе последней (в этом году) экспедиции «Арктического плавучего университета» внимание было уделено таким научным направлениям, как метеорология, биология, геоморфология, исследователи провели комплексную проверку системы ледового мониторинга и ледовой проводки судов. Также ребята изучали спектр социально-гуманитарных дисциплин, связанных с Арктикой, проблемы международных отношений в Арктике, вопросы геополитики, социально-экономического развития региона и его культурно-историческое наследие — традиции поморов, памятные места на островах в Белом, Печорском и Карском морях. «Единственное, что может помешать нам в работе, — это качка и белые медведи, — отметила Наталья Бызова, собираясь в Арктику.  — И если с первой трудностью ребята справляются, то преодолеть вторую не в наших силах. В экспедиции мы хотим использовать данные метеорологических станций, мимо которых будем проходить. Но если около станции будут медведи, то намеченную высадку придется отменить».

Всего на пути экспедиции было намечено шесть выходов на берег, однако благодаря (или вопреки) белым медведям, погодным условиям и другим арктическим трудностям ребята даже перевыполнили план. «В связи с тяжелой ледовой обстановкой мы приняли решение изменить маршрут, — рассказал Константин Зайков. — Новые точки, которые мы выбрали, также шли по Севморпути, в том числе мы посетили Ледяную гавань и мыс Желания, в итоге у нас получилось целых девять полевых высадок». В ходе экспедиции было взято более 20 тыс. проб, получена информация с 40 метеостанций и обследовано 11 арктических островов в Белом, Баренцевом и Карском морях. Теперь ребятам будет чем заняться — у них достаточно материала и впечатлений не только для подготовки курсовых и дипломных работ, но и для написания будущих диссертаций!

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова является одним из ведущих научно-образовательных центров на Европейском Севере. Создан на базе Архангельского государственного технического университета по указу президента РФ. В 17 институтах САФУ реализуются образовательные программы уровня бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и докторантуры по естественно-научным и техническим специальностям, в сфере социальных и гуманитарных наук, экономики и менеджмента. Являясь динамично развивающимся международным научным и образовательным центром, САФУ реализует уникальные исследовательские проекты, одним из которых является «Арктический плавучий университет».

На правах рекламы
Известия // пятница, 26 сентября 2014 года

Знания из моря

Знания из моря«Плавучий университет» покоряет Арктику

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке