Новости, деловые новости - Известия
Вторник,
28 июня
2016 года

РАН и Минобрнауки займутся SMM-борьбой с лженаукой

Академия и министерство собираются организовать массивную PR-кампанию по борьбе с псевдонаучными исследованиями через социальные сети

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владислав Староверов

Комиссия Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований совместно с Министерством образования и науки планируют потратить порядка 30 млн рублей на план PR-мероприятий по борьбе с фальсификацией и лживой информацией в научной среде о различных открытиях. Бороться с лженаукой предлагается через создание и поддержку аккаунтов в социальных сетях Livejournal, Twitter, Facebook, «ВКонтакте» и др., а также через различные СМИ. Об этом «Известиям» рассказали в Минобрнауки.

— Также планируется проведение открытых уроков для школьников, направленных на популяризацию рационального знания и борьбу с лженаучными подходами, проведение тестирования школьников и студентов по базовым естественно-научным познаниям, а именно: по химии, физике, геологии, географии, анатомии, астрономии, не выходящим за пределы общеобразовательной школьной программы, по ключевым псевдонаучным заблуждениям, перекликающимся с перечнем первостепенных тем-направлений по противодействию лженауке, — отмечают в Минобрнауки.

Помимо этого, ведомство совместно с РАН планирует отобрать ряд СМИ (газеты, радио, телевидение), через которые будут подаваться сюжеты, описывающие разные виды лженауки и ее опасности, дискредитирующие науку. Вместе с тем сюжеты должны будут популяризировать достижения фундаментальной науки и деятельность самой комиссии. Для представителей СМИ и учителей будут составлены специальные пособия-буклеты о признаках лженауки, сформулированных комиссией, и методах противодействия лженаучным подходам. 

Планируется также организовать и провести Школу юного научного журналиста с привлечением ведущего профессорско-преподавательского состава лидирующих вузов, экспертов комиссии, практиков научной журналистики.

Председатель комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Евгений Александров приветствовал инициативу и отметил, что сейчас проблема лженауки касается в большей степени медицинской сферы.

— Проблема действительно большая, и о таких вещах нужно информировать людей. В настоящий момент центр тяжести переместился — если раньше лженаука пыталась захватить деньги, которые шли на оборонную промышленность, подбрасывая идиотские проекты по созданию гравитационных пушек и прочего вздора, то сейчас проблема перешла в медицинскую отрасль. У нас большое количество лженауки в сфере всевозможного целительства, как официального, так и неофициального. Появляются всякие псевдоцелители, препараты и наукообразные установки, заклинатели типа Кашпировского, которые заклинают от всех болезней, — поясняет Александров.

В комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям «Известиям» пояснили, что приходит время вынести вопросы лженауки на законодательное обсуждение.

— Проблема стоит серьезная, и шаги в этом направлении запоздали. Противоядием для этого должно стать просвещение населения, потому что даже на телеканалах мало развивающих программ, показывающих, где наука, а где лженаука. Начинать прививать такие знания нужно со школы. Пропаганда научных достижений сегодня практически отсутствует, но зато с лихвой хватает тем и программ, связанных с гадалками, экстрасенсами и паранормальными явлениями. Мы этот вопрос поднимали в рамках комитета во время обсуждения других тем, но наступает время вынести этот вопрос на обсуждение как самодостаточный, — рассказал «Известиям» первый зампред комитета Дмитрий Новиков.

Научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин также считает, что необходимо разъяснять разницу со школьной скамьи.

— Мы с вами вступили в какой-то период, когда малокомпетентные люди в самых разных областях науки начинают играть какую-то существенную роль в принятии решений. Дело Виктора Петрика и его поддержки Государственной думой по проекту фильтров для питьевой воды является одним из вопиющих примеров, а таких множество. Такие вещи нужно объяснять со школьной скамьи. Создается впечатление, что у нашего населения в огромной массе отсутствуют критическое мышление и способность рассматривать альтернативные аргументы, — отмечает Фрумин.

Пожалуй самым ярким примером с политической изюминкой в современной российской лженауке можно назвать партийный проект «Единой России», инициированный Борисом Грызловым, в его бытность спикером Госдумы, под названием «Чистая вода». Целью проекта было повышение качества питьевой воды через специальные высокотехнологичные фильтры, которые могли даже радиационную воду превратить в питьевую. Обладателями патента на чудо-фильтр были академик РАЕН Виктор Петрик и Борис Грызлов. История началась в 2009 году, когда была утверждена государственная программа и проводились первые успешные испытания новых фильтров, однако в этом же году проект заинтересовал отделение физических наук РАН и Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

Уже в 2010 году президиум РАН издал распоряжение по проведению экспертизы изобретения Петрика. В заключении говорилось, что даже в документации патента на технологию Петрика были пункты, противоречащие законам термодинамики, ошибочное толкование самого явления, а предлагаемые в фильтрах наноматериалы оказывают негативное влияние на здоровье человека вплоть до появления онкологических заболеваний. В последствии повторная экспертиза была проведена Роспотребнадзором, но каких-либо грубых нарушений не было выявлено, а подробности не публиковались. Затем начались обмены взаимными судебными исками между сотрудниками РАН и господином Петриком, однако уже в 2012 году суд вынес решение, признавшее ООО «Холдинг «Золотая формула» (производителя «фильтров Петрика») нарушающим права потребителей, после чего был введен запрет на их продажу.

Известия // вторник, 7 октября 2014 года

РАН и Минобрнауки займутся SMM-борьбой с лженаукой

РАН и Минобрнауки займутся SMM-борьбой с лженаукойАкадемия и министерство собираются организовать массивную PR-кампанию по борьбе с псевдонаучными исследованиями через социальные сети

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «Минобрнауки»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке