Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
28 мая
2016 года

Ярмаркам и небольшим магазинам помогут приблизиться к потребителям

По инициативе Минпромторга в 2020 году каждый россиянин сможет купить продукты в радиусе 300 м от дома

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов рассказал «Известиям», что, согласно новым нормативам, во всех российских городах в радиусе пешей доступности от каждого жилого дома должно быть не менее двух несетевых магазинов. По его словам, министерство уже приступило к разработке новых нормативов обеспеченности населения торговыми площадями в рамках Стратегии развития российской торговли до 2020 года. Напомним, что о необходимости их создания заявил на прошлой неделе министр Денис Мантуров.

Норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов был установлен в 2011 году для каждого региона, что на тот момент стало большим шагом вперед. Однако, по оценке министерства, он имеет несколько существенных недостатков — в частности, суммирует все торговые площади, не учитывая необходимости многоформатной торговли.

— Получается, что, согласно действующему нормативу, всего один крупный торговый центр способен обеспечить население торговой площадью, — рассказывает Виктор Евтухов. — По факту же к реальной обеспеченности он отношения не имеет. Ведь получается, что пенсионерам приходится проделывать путь за продуктами в несколько километров. Разумеется, им нужен не огромный гипермаркет с тысячами наименований товаров, а маленький магазинчик в шаговой доступности от дома, где всегда можно купить продукты первой необходимости. Работающим гражданам также нужны торговые точки в максимальной пешей доступности. Люди, лишенные магазинов рядом с домом, вынуждены закупаться впрок продуктами с длительным сроком хранения. А если бы неподалеку от места проживания была мясная лавка, они покупали бы свежую продукцию каждый день, то же самое касается молочных продуктов и овощей. 

Министерством предлагается установить норматив по магазинам небольшой площади. Соответственно, крупные объекты — гипермаркеты, торговые сети и т.п. — в него не попадут и не будут искажать реальную картину. 

— Норматив предполагает обязательное наличие в городах в радиусе 300 м от жилых домов не менее двух небольших магазинов, принадлежащих разным предпринимателям и не аффилированных друг с другом. Однако этот радиус может меняться в зависимости от плотности населения города. На наш взгляд, это позволит дополнительно стимулировать конкуренцию, — считает Виктор Евтухов. 

Замминистра также отметил, что текущие нормативы сильно занижены, их необходимо повышать, поскольку в России серьезный дефицит торговых площадей, что дает существенное отставание от многих развитых и развивающихся стран.

В среднем российский норматив составляет 643 кв. м на тысячу человек, в то время как в Германии или во Франции — порядка 1,5 тыс. кв. м.

Еще один важный момент заключается в том, что сегодня нормативы, по сути, необязательны. Но в 2015 году они должны быть установлены в качестве KPI для местных и региональных органов.   

Также министерство разрабатывает нормативы по рынкам и ярмаркам — важнейшим источникам снабжения людей свежими продуктами. Согласно им, в городах должно быть не менее одной ярмарки на 30 тыс. жителей, а в небольших населенных пунктах — не менее одной на поселение от 2 тыс. жителей. 

Необходимость в дополнительных рынках и ярмарках подтверждает и недавнее исследование Минпромторга. Оно показало, что почти 60% российских потребителей ходят за продуктами каждый день. Несмотря на это, их питание недостаточно сбалансировано. По данным Росстата, на столах россиян наблюдается дефицит овощей и бахчевых (30,7% от нормы, утвержденной Минздравом), фруктов и ягод (24%), молока и молочных продуктов (20,9%), яиц (15,4%). Таким образом, основной дефицит потребления наблюдается в категориях fresh (свежих скоропортящихся продуктов). Вместо них сегодня продаются продукты с увеличенными сроками годности, применением специальных добавок, суррогатов, консервированные товары, что ухудшает структуру питания.

Еще одна важная инициатива Минпромторга — сформировать задачу местным властям содействовать увеличению количества предприятий в сфере торговли, то есть увеличивать количество хозяйствующих субъектов — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.  

Председатель комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты Александр Борисов считает, что для успешной реализации этой стратегии чиновникам крайне важно учесть опыт бизнес-сообщества.

— Введение подобных норм возможно только в том случае, если есть четкая, детальная картина по покупательной способности населения. Предприниматели вкладывают деньги, поэтому перед тем, как построить некий объект, снимают картину по потокам людей, по социальному портрету населения и т.п. И уже исходя из этого принимают решение. Одной плотности населения на единицу площади, к сожалению, недостаточно. Ведь это может быть депрессивный регион, где закрыты все предприятия, а люди обременены кредитами. В таком случае никто не будет открывать новые магазины, даже если будет такое распоряжение сверху, — считает Александр Борисов.

Президент Всероссийского движения «Коалиции киоскеров» Владлен Максимов всецело поддерживает решение разделить магазины на классы.

— Существующие нормативы вообще не подразделяют магазины на какие-либо группы, кое-где вычленяют только автосалоны. Был случай, когда местные чиновники не разрешили предпринимателю открыть продуктовый магазин, поскольку, по их словам, район был полностью обеспечен торговыми площадями. На самом деле эту обеспеченность создавал большой торговый центр, в котором не было продовольственных товаров. В России нет регионов, которые были бы достаточно обеспечены торговыми площадями. У нас очень высокие ставки аренды, рабочая сила стоит дешевле. Именно поэтому у нас всё так дорого по сравнению с сетевыми магазинами Европы. Даже Москва не входит в первую десятку российских городов по обеспеченности торговыми площадями, — отметил он.

Известия // пятница, 10 октября 2014 года

Ярмаркам и небольшим магазинам помогут приблизиться к потребителям

Ярмаркам и небольшим магазинам помогут приблизиться к потребителямПо инициативе Минпромторга в 2020 году каждый россиянин сможет купить продукты в радиусе 300 м от дома

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «Продовольствие»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке