Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Центробанк запретил бизнесу оплачивать авансом импортные поставки

Регулятор ввел новый способ борьбы с оттоком капитала — он расширяет борьбу с фиктивным импортом
0
Центробанк запретил бизнесу оплачивать авансом импортные поставки
Фото: Александр Шалгин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Непрекращающийся отток капитала толкает Банк России на усиление мер борьбы с категорией так называемых сомнительных операций, которые играют ключевую роль в процессе оттока. Как выяснили «Известия», Центробанк будет однозначно относить к сомнительным операции по авансовой оплате товара российскими компаниями иностранным контрагентам. Об этом сказано в октябрьском письме первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой — документ разослан в российские банки. При этом около 90% импортных контрактов оплачивается авансом в размере на уровне порядка 30%. Крайняя мера за вовлеченность банка в сомнительные операции — отзыв лицензии. С начала 2014 года ЦБ отозвал лицензии у 63 банков, это вдвое больше, чем за весь прошлый год.

По данным регулятора, чистый отток капитала из России за первое полугодие 2014 года достиг $74,6 млрд: в I квартале он составил $48,8 млрд, во II квартале — $25,8 млрд. Показатель, как ожидается, превысит $100 млрд. При этом в 2013 году отток капитала достиг $62,7 млрд, в 2012 году — $56,8 млрд. В кризисный 2008 год отток составил рекордные $133,6 млрд.

Как пишет Юдаева (копия письма есть у редакции), есть риск вовлеченности банков, включая те, что ранее не нарушали валютное законодательство, в сомнительные операции клиентов с использованием схемы «авансирования будущих поставок». Суть этой схемы заключается в том, что аванс за товар выплачивается российской компанией иностранному контрагенту, но сам товар не импортируется. Так совершается вывод средств за рубеж. Как правило, в подобных договорах купли-продажи товаров на условиях предоплаты указывается длительный срок исполнения обязательств контрагентом — 5–10 лет. А по истечении этого срока, возможно, ни самой компании, ни контрагента уже не будет. Юдаева пишет, что ЦБ однозначно будет относить операции по предоплате товара иностранным контрагентам к сомнительным.

Банкиры недовольны, что ЦБ меняет правила игры и для импортеров, и для банков. Они считают, что такой подход нарушает интересы бизнеса и средних частных кредитных организаций.

— Практика предоплаты является стандартной для внешнеторгового оборота, а суммы в дальнейшем подтверждаются соответствующими валютному законодательству документами, что не принимается во внимание при определении объема сомнительных операций, — считает глава Ассоциации региональных банков России (АСРОС) Анатолий Аксаков. — Соответственно, банки, активно работающие с предприятиями внешней торговли, необоснованно становятся подозреваемыми в проведении сомнительных операций, что заставляет, особенно малые и средние банки, отказывать в обслуживании данной клиентской группе, а следовательно, терять доходы и пассивы, и стимулирует недобросовестную конкуренцию со стороны крупных и государственных банков. В части операций предварительной оплаты, в случае если за продолжительный период (например, 2 года) у банка не было нарушений в части исполнения валютного законодательства, связанного с выводом средств за рубеж, нужно применить к нему облегченный режим контроля в этой части и не считать такого рода операции сомнительными.

Но из разосланного письма ЦБ следует, что облегченный режим для таких операций неприменим — даже в случае отсутствия у банка нарушений валютного законодательства на протяжении последних 2 лет. По мнению регулятора, даже такие банки могут стать звеном в цепочке отмывания средств.

В выводе капитала важную роль играют фирмы-однодневки. В июне 2013 года тогдашний глава ЦБ Сергей Игнатьев перед уходом со своего поста объявил в Госдуме, что Банк России выявил сеть компаний, которые в 2010–2012 годах незаконно вывели из России как минимум 760 млрд рублей с нарушением валютного и налогового законодательств. Он заявил, что «создается впечатление, что вся эта сеть однодневок контролируется одной группой лиц». С приходом на пост Набиуллиной ЦБ начал вести непубличный список российских компаний — участников внешнеторговой деятельности, которые подозреваются в незаконном выводе средств за границу и легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем. Его обещали рассылать банкам. Включенные в него резиденты разделены на две группы. К первой отнесены компании, каждой из которых иностранные контрагенты задолжали 80% суммы платежей по контрактам. Во вторую группу входят предприятия, долг нерезидентов перед каждым из которых составляет 20–80% общей суммы договоров.

Кроме того, регулятор в прошлом году обязал банки обеспечить повышенное внимание к операциям с участием белорусских и казахстанских контрагентов, а также направлять информацию о таких операциях в Росфинмониторинг и теруправления Банка России. Регулятор обеспокоен объемом средств, отмытых через эти страны посредством схем фиктивного импорта. По данным ЦБ, через Белоруссию в 2012 году было легализовано $15 млрд, через Казахстан — $10 млрд. Также Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел и Центробанк с 2013 года занимаются созданием общего черного списка, куда войдут компании, причастные, по мнению ведомств, к незаконным финансовым операциям. Храниться он будет на сайте Центробанка, и доступ к нему будет открыт для коммерческих банков. Еще одна идея Центробанка — создать в рамках Таможенного союза, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, специальную структуру, которая займется контролем за соблюдением «антиотмывочного» законодательства.

В ассоциации «Деловая Россия» считают, что от такой активизации борьбы с выводом капиталов сильнее всего пострадают мелкие импортеры.

— Предоплата импортных поставок, по сути, представляет собой кредитование иностранной компании российским покупателем, — комментирует председатель комитета по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике «Деловой России» Игорь Лавровский. — Это рисковая операция. Противоположный вариант, когда оплата осуществляется по факту поставки, по сути, требует кредитования уже на стороне поставщика. Крупные импортеры могут настаивать на этом варианте, так как в этом случае их риски снижаются, однако мелкие импортеры вынуждены работать по предоплате просто из-за отсутствия доступной для них схемы кредитования. Внешнеторговые операции в России и без того сильно зарегулированы. Согласно правилам ЦБ, банки требуют создания страхового депозита импортером. Кроме того, сделка должна быть закрыта в течение 90 дней. В других странах в аналогичных случаях применяются другие схемы. Например, все платежи за границу облагаются налогами с последующим возмещением при подтверждении фактического осуществления сделки, — так называемое налоговое удержание, withholding tax. Такая схема проще в администрировании.

По словам руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга, предоплата с длительной отсрочкой платежа потенциально может быть использована в нелегальном выводе средств, как и любой другой долгосрочный финансовый инструмент. Но она также может быть использована и для снижения стоимости сделки — добросовестному российскому покупателю просто сделают скидку за аванс, указывает эксперт.

Старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Сергей Алин поясняет, что операции по предоплате товара иностранным контрагентам очень распространены, так как международные поставки связаны с большими рисками — тут может быть и резкая валютная переоценка, и «подвисание» груза на таможне, и множество других моментов, возникающих не по вине какой-либо из сторон.

— В связи с этим найдена золотая середина — предоплата; суммы бывают разные, обычно от 20–50% товара, — говорит Алин. — Естественно, покупатель не будет оплачивать 100% пока еще не осязаемого блага, поэтому и перечисляют авансы. Процент таких операций велик в общем числе внешнеторговых операций, он доминирует.

Предправления Банка расчетов и сбережений Олег Барановский добавляет, что российские поставщики — далеко не самые надежные партнеры для зарубежных компаний, поэтому 90% всех поставок импортных товаров идет по предоплате.

— Крупных отечественных компаний, давно работающих на рынке, которым доверяют, — 50–100, остальным просто отказывают, — говорит Барановский. — Наш банк уже не проводит такие операции.

По мнению главного аналитика UFS Investment Company Алексея Козлова, присвоение Банком России статуса «сомнительных операций» подразумевает повышенное внимание и контроль со стороны банка и властей за данным видом сделок — это приведет к замедлению проведения таких операций, что не критично, учитывая долгосрочный характер операций с предоплатой. Тем не менее банк берет на себя существенные риски, соглашаясь проводить сомнительные сделки.

— Практика показывает, что ЦБ относит к сомнительным все операции по переводу резидентами средств за рубеж при предварительной оплате товаров и услуг, не учитываются ни объемы платежей, ни рекомендованные характеристики в совокупности, — говорит начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова. — При таком подходе любой банк, проводящий предоплату, становится «участником сомнительной схемы авансирования».

Эксперты уверены, что от решения ЦБ в первую очередь пострадают мелкие импортеры и банки, обслуживающие таких клиентов.

Комментарии
Прямой эфир