Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Ангелы и бесы

Поэт и переводчик Игорь Караулов — о человеке, который спас честь русского либерализма
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Путь из ангелов в демоны Елизавета Глинка проделала за одну ночь. Легла спать в белоснежной ризе российской матери Терезы, а проснулась в «кровавом халате доктора Менгеле» (это цитата). Кумир либеральной интеллигенции повержен лавиной постов-перепостов в социальных сетях, прежние поклонники «святого Доктора Лизы» поносят ее последними словами. 

«Что же сделал я за пакость, я убийца и злодей?» - вопрошал Пастернак, затравленный за неугодный властям роман. Но его-то и прежде никто за ангела не держал. Какое же леденящее душу преступление должна была совершить звезда российской филантропии, чтобы заслужить сравнение с нацистским врачом-садистом?

Оказалось, ничего впечатляющего. Охотничий рог, возвестивший начало травли Доктора Лизы, прозвучал тогда, когда она заявила о своем участии в марше всех думских партий и ряда других организаций под лозунгом «Мы едины», который должен состояться 4 ноября. 

Но это была лишь последняя капля, лишь повод. На самом деле «прогрессивная общественность» стала с подозрением коситься в сторону Глинки с начала донбасской войны. 

Нет, Доктор Лиза никак не изменилась, продолжала заниматься своим привычным делом — помогать людям там, где им плохо. Прежде она заботилась о бомжах, помогала раковым больным. Потом началась война на нечуждой нам земле, и она поехала на фронт, практически на своих руках вытаскивала больных детей из-под огня, переправляла их в Россию. 

Но как же это расходилось с ожиданиями оппозиционной публики! В то время как прочие их кумиры тусовались на «конгрессах интеллигенции» в Киеве, радовали своими песнями украинских карателей, истерично требовали отдать русский Крым на растерзание необандеровцам и подхихикивали, глядя на пожарище Дома профсоюзов в Одессе — то есть вели себя согласно новейшим стандартам «порядочности» и «рукопожатности», эта странная женщина вздумала спасать детей ватников и колорадов, а заодно посмела не только не проклинать российскую власть, но и благодарить тех чиновников, которые оказали ей помощь. 

Бурные и подчас грязные дискуссии, идущие теперь в Сети, показывают, что «борцы с режимом» изменили отношение не только к Доктору Лизе, но и к благотворительности вообще. 

Елизавета Глинка стала символом целой эпохи в истории российской благотворительности. В это время филантропия стала популярной, из занятия состоятельных чудаков она превратилась в массовое увлечение среднего класса, пришла в модные столичные кафе и молодежные клубы. 

В этих кафе и клубах, в сетевых сообществах развилось то отношение к благотворительности, которое позже стало одним из столпов мировоззрения «креативного класса». 

Во-первых, благотворительность была наиболее симпатичным проявлением западничества. Помогать ближнему значило самим становиться ближе к Европе, к ценностям «настоящей цивилизации». 

Во-вторых, благотворительность и выросшее из нее волонтерское движение воспринимались как живой укор государству. Государство не спасает больных, а мы спасаем. Государство не тушит лесные пожары, а мы тушим. Мы, стало быть, лучше государства, а в идеале могли бы и вовсе обойтись без него. 

В-третьих, общаясь по благотворительным поводам, «люди с хорошими лицами» могли воочию убедиться, что их много и лица у них в самом деле хорошие. 

Многих из тех, кто зимой 2011 года вышел протестовать на Болотную площадь, можно было не без оснований назвать духовными детьми Доктора Лизы. Поражение «болотного» протеста с течением времени вылилось во множество безобразных сцен, и всё же самой безобразной стала та сцена, которую общественность закатила Елизавете Глинке. 

И на фоне персональных филиппик уже явственно звучат голоса, отрицающие пользу благотворительности как таковой – мол, дело это только отвлекает от борьбы с режимом и продлевает ему жизнь, а сейчас, как говаривал В.И. Ленин, «нужно бить по этим головкам, и бить беспощадно». 

Безумцы не понимают, что Елизавета Глинка, будучи, без сомнения, человеком сугубо либеральных убеждений, в настоящее время спасает не только погибающих детей Новороссии. Она спасает честь российского либерала, спасает само явление либерала для будущего России. 

Люди смотрят на Доктора Лизу и видят: да, можно быть либералом и не терять человеческого облика от ненависти к правительству. Стало быть, можно выступать за уменьшение роли государства в экономике, за свободу бизнеса, и в то же время не отстаивать интересы иностранных держав. Можно любить личную свободу, защищать хоть права геев, хоть современное искусство, и при этом не презирать свой народ, не воротить носа от «быдла». 

Стране, в конце концов, не нужно единомыслие. Стране нужна реальная политическая конкуренция. Но конкурировать могут только силы, согласные в чем-то главном, предлагающие разные способы сделать страну сильнее. А когда одни хотят, чтобы страна стала сильнее, а другие предпочли бы видеть ее как можно более слабой, а еще лучше расчлененной, а еще лучше оккупированной, то тут никакая конкуренция невозможна. Тут надо санэпидемстанцию вызывать. 

И если возможны какие-то споры о «геополитике» (модное ругательное слово сезона), то случай Доктора Лизы — это четкий и однозначный маркер: кто нынче взялся ее чернить, те уж точно — не идейные противники власти, не заблуждающиеся, не люди с оригинальными принципами, а настоящие бесы, которых на политическое поле нельзя допускать даже не ради спокойствия власти (которой они по большому счету не угрожают), а ради будущего нашей демократии. 

Между прочим, то межпартийное шествие за единство страны от Камчатки до Крыма, которое ожидается в центре Москвы 4 ноября и из-за которого закружилась свистопляска вокруг Елизаветы Глинки, служит удачным прообразом конкурентной, но устойчивой политической системы. И как тут бесам не злобствовать, скажите на милость?

Комментарии
Прямой эфир