Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Берегись автомобиля!

Философ и писатель Андрей Ашкеров — о роскоши, средстве передвижения и причине общественного возмущения
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Случился прецедент: эвакуатор, отвозивший машину на штрафстоянку, задавил пешехода. Пешеходом оказался владелец перемещаемого автомобиля. Он сопротивлялся применению к нему санкций и, как утверждают, был нетрезв.

Никто, разумеется, не собирался давить владельца, и в мыслях не было. Просто эвакуатор совсем не способен на элегантные маневры: он как слон, только безногий, слепой, металлический. С трубящим вместо хобота краном. Люди по сравнению с ним животные хрупкие, тело их ненадежно, да и изнежено. А ведь казалось бы, не первый, а уже как минимум третий век царство машин на дворе. Давно пора бы этому телу научиться выживать в естественном (или всё же искусственном?) отборе, в котором механизмы бросают вызов людям. В конце концов, люди сами эти механизмы и производят, чтобы не слишком тяготиться одиночеством в роли венца природы.

Однако помимо этой старой войны машин с людьми, выступающей обратной стороной прогресса, в случившейся истории есть кое-что, куда более понятное, чем отвлеченная историософия изобретений и открытий. Случилось то, что заставляет по-новому говорить об автовладельцах. Теперь они — социальная сила. В этой силе, возможно, воплотятся новые версии революции (берущие, как и всё новое, свое начало в городах.)

Обратимся к истокам. Автомобильный индустриализм породил особую категорию людей модерна: они принимают перемены за возможность движения. Кто-то, наверное, поторопился бы назвать этих людей «новыми кочевниками», но это явная натяжка. В замене трансформаций на передвижения скрывается по большей части могучая воля к новой оседлости. Эта воля поддерживает весь распорядок жизни, восходящий к правилам дорожного движения, то есть к тем правилам, которые воспринимаются сегодня как то, что диктуется здравым смыслом и наследует ту роль, которая принадлежала естественному праву.

Не только в России, но и по всему миру автомобилисты выступают в качестве главных контрагентов естественного права, каким оно существует сегодня. Одновременно они стали группой, которая вынуждена платить не столько за инфраструктуру, поддерживающую ее уклад жизни, но и за ту роль, которую она играет для общества. Платные парковки и магистрали являются только частью этой платы. Ее возрастание в будущем может привести к возникновению неизвестных доселе проявлений протеста, радикально отличающимся от всего, что мы знали о нем со времен феодализма. 

Феодальные бунты были связаны с насаждением новых продуктов (картофель) и нехваткой старых («Если у них хлеба, пусть едят сухари»). В конечном счете, эти бунты определялись не дефицитом хлеба, как может показаться на первый взгляд, а конфликтом по поводу того, что им считать. Хлеб выступал в качестве тела природы, поглощение которого обеспечивало связь не только с почвой, но с Родиной и с предками. В христианской культуре хлеб одновременно символизировал и тело Бога, принесшего себя в жертву во искупление человеческих прегрешений, ведущих счет от времен грехопадения.

Даже позднесоветская идеология с ее тезисом «Хлеб — всему голова!» эксплуатировала это старое отношение к хлебу. Хлеб рассматривался как продукт, не просто отличающийся от остальных товаров, но являющийся самым «нетоварным товаром» (способным положить символический предел миру, в котором любая вещь выступает прежде всего в качестве товарного тела.)

При этом именно в недрах СССР формировался альтернативный культ — автомобиля. Сталин, как известно, лично курировал производство социалистических фольксвагенов — «Москвичей» и «Побед». Брежнев, мало того что был любителем красивых машин и быстрой автоезды, так еще и перезапустил программу «народного автомобиля», переключившись с немецких образцов на итальянские.

Оставим конспирологам анализ тайных пружин этого поворота от «расово чистой» техники к технике, объединяющей людей почти как прутья в связке, фасции. В любом случае автомобиль стал противоположностью хлеба. Что бы ни говорилось у И.Ильфа и Е.Петрова о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, он оставался роскошью и в лучших своих образцах приравнивался по стоимости к кооперативной квартире. Это тоже отличало его от хлеба, не только являвшегося доступным, но, как в библейских притчах о манне небесной или «чуде пяти хлебов», символизировал собой «коммунистический» продукт, уготованный для всех.

Хрущевские эксперименты с введением элементов коммунизма обернулись в первую очередь появлением в столовых бесплатного хлеба. При этом никому в голову бы не пришло сделать бесплатными автомобили — хотя именно потребность в передвижении стала «хлебом насущным» в эпоху скорости.

Автомобиль становился роскошью не из-за стоимости, а из-за того, что он воплощал собой связь со свободой, которая рождалась из возможности управлять скоростью и обладать правом на свободное перемещение, которое не может обеспечить ни общественный транспорт, ни даже такси. Возражая всё тем же Ильфу и Петрову, роскошью машину делало именно то, что она являлась «средством передвижения». Отсюда и тот совершенно особый статус, которым в системе советской экономики обладала личная машина. В отличие от хлеба, являвшегося чем-то вроде антитовара, авто олицетворяло собой товар товаров, а значит и все посулы товарного мира — капитализма.

Трансформацию советского уклада жизни в постсоветский трудно представить себе без изменения роли автомобиля в культуре.

В 1980-е народная ненависть к номенклатурному партхозактиву выражалась в готовности пресекать дорогу «членовозам», зиловским автомобилям, возившим старую советскую знать. В 2010-е эту ненависть уже по отношению к  клептократической номенклатуре заново попытались разжечь активисты «синих ведерок», призывавшие к стихийному отпору обладателям мигалок непосредственно со стороны автомобилистов.

Кульминацией ропота против мигалок стало дело об аварии на Ленинском проспекте, в котором участвовал автомобиль топ-менеджера «Лукойла», компании, являющейся одним из оплотов сырьевой государственности. Симметричным ответом на ропот против мигалок стали обещания верхушки госаппарата отказаться от мигалок и пересесть на отечественные автомобили. Получается так, что теперь с этих обещаний начинается любой цикл демократизации. Однако, согласно оформившейся традиции, демократизация так и ограничивается обещаниями светлой безмигалочной жизни.

В «лихие 1990-е» автомобиль марки BMW, черный бумер, стал знамением криминализации жизни. Одновременно он превратился в обязательный атрибут тех, кто, по выражению тех лет, «поднялся», пополнил ряды новых хозяев жизни, претерпел хорошо известное восхождение «из грязи в князи». В образе бумера автомобиль превратился из машины скорости в машину насилия, появление которой предопределила идеология постсоветской модернизации. Когда окружающая действительность объявляется отсталой и захолустной, а вскормившая тебя земля — болотистой и вязкой, автомобиль превращается в символ лихости. Теперь он оказывается на стороне безотказных недобрых сил, способных преобразить жизнь мгновенно и без оглядки на последующую расплату.

В «сытые нулевые» альтернативой бумера стали машины среднего класса типа Mazda. Они выражали стремление добиться расположения забытых добрых сил, места обитания которых искали в основном почему-то в мегамоллах и супермаркетах. Доступность автомобилей оказалась одной из основ российского миропорядка после приватизации. Квартиры можно приватизировать, машины больше не стоят столько, сколько квартиры. Эти нехитрые аргументы и по сей день служат надежными паролями, предохраняющими постсоветскую власть от массового требования пересмотра итогов приватизации.

Общедоступность авто фактически уравнивает любого автовладельца с олигархом, участником надувательских залоговых аукционов эпохи 1990-х. Оба оказываются нутряными консерваторами, которые не заинтересованы «в подрыве основ» не по идейным соображениям, а корысти ради. Отними у автовладельцев авто — и они вмиг окажутся в ситуации жесточайшего классового противостояния, которое может быть разыгран не только по старым марксистским нотам. Но как — неизвестно.

История, с которой начинается этот текст, служит свидетельством того, что «подрыв основ» уже происходит. Случайно задавленный эвакуатором автовладелец — он ведь по нынешним временам что-то вроде жертвы Ходынского поля. Из опоры режима они могут превратиться в его антагонистов. И какой-нибудь транспортный чиновник выступит во всей этой истории в амплуа нового Распутина. 

Комментарии
Прямой эфир