Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Росфинмониторинге сообщили о связи теракта в «Крокусе» с международной сетью
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Мир
Миллион аргентинцев вышли на протесты из-за реформы образования Милея
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Мир
В ОДКБ заявили о размещении Западом разведывательной инфраструктуры в посольствах
Экономика
Минфин объявил о запуске ипотеки под 2% в новых регионах РФ
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Мир
В Белоруссии сообщили о планах разработки собственного лазерного оружия
Мир
Прокуратура Молдавии передала в суд уголовное дело в отношении Гуцул
Общество
Краснов сообщил о 271 рассмотренном деле в отношении боевиков ВСУ с 2020 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Обыкновенный визит в необыкновенное время

Политолог Александр Сотниченко — о целях и возможных итогах визита президента России в Турцию
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На 1 декабря запланирован визит президента России Владимира Путина в Турцию, в ходе которого состоится его личная встреча с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Стороны примут участие в очередном ежегодном, пятом по счету, заседании Совета сотрудничества высшего уровня. Эта  подтверждающая стратегический уровень российско-турецких отношений организация была создана в 2009 году. Ее заседания проводятся в раз в год попеременно то в России, то в Турции, и на них обсуждаются самые актуальные вопросы двустороннего сотрудничества. 

Не исключением является и этот визит. Разве что время для него выпало необычное: за последний год ситуация как вокруг России, так и на Ближнем Востоке серьезно изменилась. Гражданская война на Украине и присоединение Крыма, санкционное давление на Россию и принятие ответных мер, снижение мировых цен на энергоносители, хаос на Ближнем Востоке побуждают лидеров России и Турции сверить часы и наметить направления дальнейшего развития отношений на ближайшую перспективу. 

Несмотря на в целом положительную динамику, в отношениях между Москвой и Анкарой существует целый комплекс стратегических и рабочих спорных моментов, которые и будут обсуждаться в ходе этой встречи.  

Российско-турецкие отношения в условиях существования режима взаимных санкций между Россией и Западом имеют большие перспективы. Анкара не собирается присоединяться к каким-либо антироссийским демаршам. Напротив, санкции дарят Турции очень хорошие перспективы для увеличения поставок своей продукции в Россию и нивелирования сложившегося дисбаланса в торговле с Москвой. Дело в том, что импорт из России превышает турецкий экспорт в среднем на $25 млрд, что давно уже не устраивает турецкую сторону. 

В первую очередь это касается увеличения экспорта продуктов питания. Сразу после введения санкций в августе 2014 года прошли переговоры между делегацией Россельхознадзора и турецким министерством продовольствия и сельского хозяйства, в результате которых стороны пришли к соглашению о значительном увеличении поставок продуктов питания в Россию. По ряду показателей (например, по мясу птицы) за последние месяцы экспорт вырос в десятки раз и продолжает расти. Наверняка сотрудничество в области сельского хозяйства и пищевой промышленности станет одной из обсуждаемых тем на встрече Путина и Эрдогана.     

Российско-турецкие переговоры в области энергетики начались немногим ранее, с визитом главы «Газпрома» Алексея Миллера в Анкару 29 ноября. Интерес турецкой стороны к нашей стране понятен: в условиях мирового снижения цен на углеводороды добиться от России более выгодных условий при закупках газа по схеме «увеличение потребления в обмен на снижение цены», а также при закупках нефти со ссылкой на снижение оптовых цен на 2015 год для привилегированных партнеров, о котором недавно заявили Саудовская Аравия и Иран.   

Россия очень хотела бы изменить структуру собственного экспорта в Турцию, в котором пока преобладает сырье, и сделать более значимыми поставки продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичного сектора. За последний год наши государства значительно активизировали сотрудничество в этом направлении: «Роскосмосом» произведен запуск турецких спутников, запущено сборочное производство российских автомобилей «ГАЗ», модернизирован крупный сталелитейный комбинат в Искандеруне. 

В своем интервью агентству «Анадолу» Владимир Путин отметил, что одним из самых важных проектов в этом направлении является строительство АЭС в Аккую. Для России этот проект представляет первостепенную значимость, поскольку от него напрямую зависит имидж нашей атомной промышленности за рубежом. В турецкой прессе уже не раз писали о нецелевом использовании средств на проекте и затягивании со сроками возведения станции, а также о потенциальном вреде для экологии региона. Если российские специалисты не смогут запустить АЭС в срок, то России будет нанесен непоправимый имиджевый ущерб, который негативно отразится на экспортных возможностях Москвы в этой области. 

Разумеется, политические проблемы взаимоотношений также станут одной из главных тем в дискуссии между Путиным и Эрдоганом. Среди них — борьба с терроризмом на Ближнем Востоке, сирийская проблема, присоединение Крыма к России и положение крымских татар, Нагорно-Карабахский и ближневосточный конфликты и т.п. Многочисленные недоброжелатели изо всех сил пытаются педалировать наши разногласия по этим вопросам, не гнушаясь даже методами самой бессовестной «черной пропаганды». 

Предшествующий визиту ноябрь здесь стал самым напряженным месяцем: 1 ноября на малоизвестном англоязычном сайте AWDnews появилась информация о том, что в кулуарах Валдайского форума Владимир Путин якобы резко раскритиковал политику Турции в отношении Сирии, публично обвинил турецкое руководство в поддержке терроризма, а самого президента Турции Эрдогана назвал «диктатором и демагогом». Через две недели на том же ресурсе были опубликованы подробности «телефонного разговора» между Путиным и Эрдоганом, в ходе которого российский лидер чуть ли не угрожал Турции войной. 

Сделана фальшивка была качественно — со ссылками на несуществующие статьи в известных изданиях и комментариями вымышленных аналитиков. Российскому МИДу даже пришлось давать официальные опровержения. Всё это говорит о том, что политическим проблемам взаимоотношений между Москвой и Анкарой некоторые силы уделяют очень большое внимание и питают надежды на то, что эти разногласия заставят Турцию изменить градус взаимоотношений с Россией. 

Однако пока обе стороны крайне сдержано относились к освещению политических противоречий между нашими странами. Даже оппозиционная пресса старалась не подвергать сомнению уровень развития наших взаимоотношений в целом. По самым же болезненным проблемам стороны пытаются совместно искать выход. 

Как известно, в Турции проживает многочисленная и очень влиятельная крымско-татарская диаспора, которая негативно восприняла новость о присоединении Крыма к России. Еще большее беспокойство вызвали недавние заявления лидеров меджлиса крымско-татарского народа Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова, которые рассказывали чуть ли не о готовящейся депортации крымских татар по образцу 1944 года. 

В преддверии визита в Турцию Владимира Путина лидеры более чем 300 татарских организаций Крыма написали открытое письмо турецкому президенту, в котором выразили поддержку политике Москвы и предложили сделать Крым «мостом дружбы между Россией и Турцией». Ввиду многомиллиардных инвестиций правительства России в Крым участие в тендерах на строительство для турецких компаний может оказаться чрезвычайно выгодным предприятием.        

В целом сложившийся международный контекст способствует развитию взаимоотношений между Турцией и Россией. К сожалению, пока до поставленных рубежей в 100 млрд еще очень далеко, однако в течение следующего года, несмотря на кризис, объем обоюдной внешней торговли должен возрасти на несколько миллиардов долларов, главным образом благодаря турецким поставкам. 

Автор — доцент факультета международных отношений СПбГУ 

Комментарии
Прямой эфир