В Музее архитектуры имени Щусева появился арт-туалет
В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Керамика в архитектуре: от стены к объекту». Экспозиция, занявшая первый этаж флигеля «Руина», рассказывает о работе художников и архитекторов нескольких столетий: самые ранние экспонаты датируются XVII веком, а некоторые были созданы специально для выставки в этом году.
Флигель конца XVII века имеет особую атмосферу: в 1990-х годах он пережил пожар, а затем был превращен в склад. Два года назад сотрудники музея разобрали нагромождения, но капитального ремонта интерьеров делать не стали: оставили бетонный пол и слегка побелили каменные стены.
По выставочному пространству, ожидающему основательной реставрации в 2015–2016 годах, посетители ходят в верхней одежде — здание не отапливается. Под «Руиной» расположен тоннель метро, из-за чего по полу регулярно проходит волна вибрации, сопровождающаяся характерным звуком проезжающих составов. Экспозиция керамики — материала непафосного, но яркого — удачно оттеняет эту аскетическую обстановку.
Пространство украсили красочные декоративные панно «Подсолнух» Алексея Филиппова, «Таллин» Элми Реэмтса, части изразцового панно Федора Шехтеля, а также арт-объекты современных художников. Вычурный «Детский реликварий» Пелагии Ангилопулу и Ильи Уткина — домик, украшенный фигурками героев известных сказок и мультфильмов — предстал собирательным образом мира ребенка. А панно «Лампедуза» Марко Бравура напоминает о трагедии, случившейся с сирийскими беженцами в Средиземном море в 2013 году.
Экспонатом, пользующимся наибольшим вниманием публики, стал арт-туалет «Сфинкс» художника и архитектора Александра Джикии.
— Когда возникает тема арт-туалета, все тут же вспоминают дом Хундертвассера в Вене, — заметила в разговоре с «Известиями» директор Музея архитектуры Ирина Коробьина. — Но теперь есть еще и российский «Сфинкс». До этого в жизни музея были два мраморных сфинкса, живущих в фойе Главного дома. А этот керамический сфинкс сильно повлияет на идентичность флигеля «Руина».
Вход в арт-объект охраняет голова сфинкса из керамики, выполненная в пиксельной манере. Но чудеса на этом не заканчиваются: на потолке Джикия соорудил конструкцию из керамической плитки, деревянных элементов и зеркал, бесконечно отражающих друг друга и создающих пространственную иллюзию.
Выставка продлится до 1 февраля.