Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Мир
Иордания усилила воздушное патрулирование границ после атаки Ирана на Израиль
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Экономика
ФАС возбудила дело в отношении Альфа-банка из-за рекламы ипотеки
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Политика
Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска после отмены прямых выборов
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Происшествия
В Орске заявили об угрозе прихода воды из-за перелива на границе с Казахстаном
Происшествия
Средства ПВО уничтожили украинский МВШ в небе над Курской областью
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Общество
Задержан подорвавший машину экс-сотрудника СБУ в Москве украинский агент
Общество
Камчатка стала участником программы стимулирования занятости
Экономика
Мишустин сообщил о рекорде в 4,2 трлн рублей товарооборота РФ и Белоруссии
Общество
Блогера-сыроеда Лютого приговорили к 8 годам колонии по делу о смерти ребенка
Мир
Reuters сообщило о сорванных Киевом переговорах о судоходстве в Черном море

Перспективные вклады

Как привлечь инвесторов и наладить государственно-частное партнерство
0
Перспективные вклады
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За последние 10 лет конкуренция в дорожной отрасли заставила подрядчиков уменьшить свои аппетиты на выручку с проектов госзаказа почти в четыре раза. Если в начале 2000-х строительные гиганты без стеснения закладывали в свои сметы до 40% прибыли, то теперь этот показатель сократился до 7–9%. К такому результату привела работа государства по борьбе с коррупцией и спекуляцией на ценах и монополиях.

Изменение принципов госзаказа и взаимодействия Федерального дорожного агентства с частным сектором потребовало от игроков рынка перестройки бизнес-моделей. Избежавшие банкротства и поглощения компании за счет большого количества выполняемых проектов смогли не только обеспечить свою финансовую стабильность, но и нарастить мускулы на крупнейших стройках последних лет.

Аналитики утверждают, что будущее отрасли за контрактами жизненного цикла, когда исполнитель берет на себя весь комплекс работ на создаваемом, а потом и обслуживаемом объекте. В этих случаях государство получает готовый объект, а инвестор — долгосрочный подряд и возможность заработать на многолетней эксплуатации объекта.

Росавтодор предложил частным компаниям и инвесторам мировую практику в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП). С привлечением частного финансирования с 29 сентября началось создание проекта, который обеспечит сбор средств в счет возмещения вреда федеральным трассам с самых тяжеловесных грузовиков. Этот уникальный опыт уже вызвал интерес со стороны региональных властей, которые заняты поиском средств на решение дорожных проблем в своих субъектах.

«Строительство необходимой инфраструктуры с применением частных инвестиций является достаточно эффективным приемом как с точки зрения экономии государственного бюджета, так и для последующей эксплуатации системы сбора платежей, — считает директор департамента транспортной логистики компании «Молком» Тимур Ратников. — Вкладывая собственные средства, частные инвесторы напрямую заинтересованы в эффективности своей работы. Например, в Белоруссии подобный проект государство реализовало совместно с крупной австрийской компанией (KapschTrafficCom), которая выступила и инвестором, и оператором национальной электронной системы сбора платы за проезд по отдельным автодорогам республики».

На сегодняшний день в Росавтодоре на стадии рассмотрения находится сразу несколько проектов, которые в ближайшие годы могут быть реализованы за счет комбинирования бюджетных и заемных средств (частных вложений, кредитных ресурсов и средств институциональных инвесторов). Потенциально любая дорога может быть построена на принципах государственно-частного партнерства. Но для этого она должна быть эффективной и привлекательной с точки зрения развития бизнеса.

Поиск дополнительного финансирования требует большой гибкости от государственных структур. Для того чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, дорожники готовы включать в ГЧП-проекты не только строительство и последующую эксплуатацию объектов, но даже и стадию проектирования. Это дает компаниям новые возможностей, наделяет их большими полномочиями, что делает предложение государства более привлекательным для инвесторов.

Привлечь дополнительный капитал в регионы позволит увеличение сборов от неналоговых источников в местные дорожные фонды. Для этих целей предполагается направлять часть доходов от взимания платы с 12-тонников в дорожные фонды субъектов на поддержку их ГЧП-проектов. По сути это означает трехстороннее партнерство: инвестора, региональной администрации и федерального органа власти.

В этом году Федеральным дорожным агентством была разработана методика отбора проектов для применения механизмов государственно-частного партнерства. В частности, для заявок от регионов предусмотрена проверка обоснования расчетов, заключения независимого аудитора, бизнес-плана и матрицы рисков.

Уже сейчас можно выделить регионы-лидеры, где особенно развиты механизмы привлечения средств частных инвесторов в инфраструктуры дорожной отрасли: Хабаровский край, Новосибирская, Рязанская и Калужская области.

Не отстает и Удмуртия — здесь в 2016 году будут введены в эксплуатацию мосты через реки Кама и Буй. Их общая протяженность вместе с автомобильными подходами составляет 15 км. На долю государства приходится только 27% инвестиций (средства федерального и регионального бюджетов), а основные затраты на строительство будут покрыты за счет привлеченного частного капитала.

«Участие в таких проектах — это отличная возможность инвестиций. Риски разумно распределяются между частным инвестором и государством, каждый из партнеров берет на себя те из них, которые может контролировать. Такой подход дает уверенность в успешности будущих проектов», — отмечает старший вице-президент ВТБ Юрий Молчанов.

Новые мосты являются приоритетными объектами инфраструктуры региона. С их помощью будет увеличен транзитный потенциал, удастся разгрузить трафик с прилегающих дорог, а также обеспечить круглогодичную доступность удаленных территорий Удмуртии. «Срок концессии составляет 49 лет. В течение этого времени концессионер отвечает за сохранность дорог, следит за содержанием мостовых переходов и подъездных путей, а также обеспечивает их бесперебойную эксплуатацию», — поясняет представитель компании-инвестора.

Комментарии
Прямой эфир