Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Как ввести измену в каменную Москву

Журналист Максим Соколов — о том, к чему могут привести заявления бывшего олигарха
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Судя по экстраординарной медийной активности гражданина кантона Санкт-Галлен М.Б. Ходорковского, именно эта проблема занимает его столь сильно, что интервью, посвященные теме боярской измены, идут в режиме «сегодня и ежедневно».

Политика — дело сложное. Интриги и заговоры также в ней случаются, а уж дворцовых переворотов — и успешных, и неуспешных — мы более чем достаточно наблюдаем в отечественной и всемирной истории.

Заговоры, нити которых тянутся вовне, — тоже отнюдь не диво. Достаточно вспомнить 1 марта 1801 года и роль, которую сыграл в организации апоплексического удара великобританский посол в России лорд Уитворт. Бонапарт по этому случаю высказался довольно прямо: «Англичане промахнулись по мне на улице Сен-Никез (улица в Париже, где в декабре 1800 года первого консула неудачно пытались взорвать адской машиной. — М.С.), но они не промахнулись в Петербурге».

Со времен Ромула и Рема для распространения демократии (автократии, теократии etc.) применялись различные приемы, в том числе и апоплексические удары, а равно геморроидальные колики.

Поэтому сами по себе раздумья наших партнеров, а также бывших соотечественников, исполненные в духе социалистического гуманизма, — «Если враг не сдается, его уничтожают» (М. Горький) — ничуть не удивительны. Если что и удивляет, так это публичность раздумий. Когда М.Б. Ходорковский изо дня в день повторяет, что он готов встать во главе российского государства, очевидно, что ему этого очень хочется — иначе бы не повторял с таким однообразием. Когда он присовокупляет, что это может случиться в результате боярской измены, причем «было бы лучше, если бы всё произошло именно таким образом, а не через уличные столкновения, так как при дворцовом перевороте прольется меньше крови», очевидно, что боярская измена является для него крайне желательной, поскольку — по его предположению — открывает ему путь к власти.

Когда он советует В.В. Путину добровольно отдать власть — «Это для него меньший риск, если он хочет жить долго», — это означает, что потенциальные изменники (и единомысленный с ними М.Б. Ходорковский) готовы пойти весьма далеко и не остановятся перед самыми крайними средствами.

Готовы так готовы — слащавый образ божественного старца М.Б. Ходорковского и прежде не внушал особенного доверия, более вероятно, что для него мэр Нефтеюганска и президент РФ — персоны одного порядка, если надо и возможно убрать с дороги — уберет не задумываясь.

Но при этом разумно помнить завет Ф. Энгельса, обращенный к ревизионисту Э. Бернштейну: «Дорогой Эдди, ты дурак. Это делают, но об этом не говорят вслух». Государственная измена — не то мероприятие, о котором следует орать на каждом углу. Если переворот увенчается успехом, его можно будет сколько угодно объявлять Великой Открытой Революцией — но это потом, а пока дело еще не свершено, информационная политика должна быть совершенно другой: «Вином и злобой упоенны, идут злодеи потаенны». И хорош же chef de la conspiration и грядущий правитель державы, которому это надо объяснять.

Если бы нынешняя PR-активность вредила только одному М.Б. Ходорковскому, то и Бог бы ним. Полечат, вылечат авось, хотя, пожалуй, он неисцелим, хоть брось. Список международных сумасшедших уже достаточно велик — А.Н. Илларионов, Г.К. Каспаров etc., — а теперь пополнится еще одним важным членом. Бывают горести и большие.

Но проблема в том, что не обязательно быть Иоанном Васильевичем или Иосифом Виссарионовичем, чтобы после столь массированных ежедневных рассказов про боярскую измену, причем рассказов, исходящих не от свирепых царских наушников, а совсем наоборот — от того, кто рекомендует себя вожаком этой измены, — взять меры предосторожности и начать перебирать людишек.

Ибо береженого Бог бережет, а беспечность порой плохо кончается. Если М.Б. Ходорковский ставит себе целью пробудить в каменном Кремле бдительность, выступая (хотя и дистанционно, что, впрочем, в эпоху телекоммуникаций вполне естественно) в качестве капитолийского гуся, то этой цели он, скорее всего, достигнет.

А уж каких высот достигнет бдительность, пробужденная гусем, — это уж как Бог даст. Выведение измены из каменной Москвы — занятие увлекательное и порой захватывающее. Отечественная история тому порукой.

Комментарии
Прямой эфир