Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин назвал рост доходов граждан России задачей всей страны
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Спорт
«Металлург» обыграл «Локомотив» в матче финальной серии плей-офф Кубка Гагарина
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Общество
Мать девочки в «маске Бэтмена» из США осталась довольна работой врачей в РФ
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
МИД РФ выразил сожаление из-за заявки Аргентины на сотрудничество с НАТО
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Спорт
Украина потребовала не допускать российских дзюдоистов на чемпионат Европы
Общество
Уровень воды в реке Тобол в районе Кургана достиг 10 м
Экономика
Финансовый аналитик спрогнозировал рост курса биткоина во II квартале
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии

Владимир Евланов: «За 10 лет Краснодар вышел в лидеры в ЮФО»

0
Владимир Евланов:  «За 10 лет Краснодар вышел в лидеры в ЮФО»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последние годы столица Кубани сохраняет лидерство по большинству показателей социально-экономического развития среди крупных городов Южного федерального округа, а, например, по темпам ввода жилья и обеспеченности торговыми площадями — соперничает с Москвой и Санкт-Петербургом. Краснодар регулярно фигурирует в первой десятке различных экономических рейтингов, не раз попадал на первую строчку как один из самых комфортных для жизни и ведения бизнеса и перспективных городов страны. О том, чем обязан Краснодар такой репутации, «Известиям» рассказал глава кубанской столицы Владимир Евланов.

По примеру Сочи

Начнем с подведения итогов. Владимир Лазаревич, вы — десять лет «у руля» города. Какими изменениями, произошедшими за эти годы в жизни города и горожан, особенно гордитесь?

За 10 лет город сильно изменился. Это касается и внешнего облика, который стал более современным и в то же время сохранил историческое наследие, и экономики, и развития городской инфраструктуры.

Краснодар стал комфортнее для жизни, учебы и работы, ведения бизнеса. Это отмечают многие авторитетные экономические издания, исследовательские институты и компании, да и сами жители.

Но в то же время рост населения — по последним статданным, количество жителей превышает 920 тысяч человек — добавляет и вопросов, которыми требуется постоянно заниматься.

О положительных изменениях можно говорить практически во всех сферах.
Начну с экономики. Высокие темпы развития крупного, среднего и малого бизнеса, привлечение инвестиций, расширение налогооблагаемой базы позволили в разы увеличить собственные доходы местного бюджета. С 2004 года они выросли с 4,5 миллиарда до 13,5 миллиарда рублей в этом году.

Сложилась многоотраслевая структура экономики Краснодара, причем лидируют строительство и торговля — отрасли, от которых город получает существенную налоговую отдачу. Кроме того, их развитие положительно сказывается на создании комфортных условий для жизни.

В частности, ежегодно в городе вводится в строй не менее 1 миллиона квадратных метров жилья. По этому показателю Краснодар — в числе лидеров в стране. Только за девять месяцев 2014 года сдано в эксплуатацию более 1,3 миллиона квадратных метров. Причем в основой своей массе — это жилье экономкласса по доступной цене.

Кроме того, у нас один из самых низких показателей уровня безработицы — всего 0,2%, стабильно растет размер среднемесячной заработной платы.

Среди конкретных достижений хотел бы выделить запуск краевой программы «Краснодару — столичный облик», которая заработала в 2008 году по инициативе губернатора Кубани Александра Ткачева. В 2013-м она продлена на следующий пятилетний период — до 2017 года с утвержденным объемом финансирования порядка 28 миллиардов рублей. Эта сумма примерно в два раза больше годового бюджета города по собственным доходам, что дает возможность реализовать масштабные проекты, которые самостоятельно городскому бюджету не потянуть.

За все годы благодаря этой программе в Краснодаре возведены десятки социальных и инфраструктурных объектов, развернуты масштабные работы по благоустройству и решению других вопросов жизнеобеспечения населения.

И это только часть направлений, по которым мы эффективно сработали.

А какие масштабные проекты стартовали в 2014 году?

Для Краснодара уходящий год, можно сказать, стал годом новых проектов и инициатив. И во многом они связаны с созданием губернатором Кубани Александром Ткачевым краевого штаба по развитию и благоустройству Краснодара и началом большой работы по приведению улиц города к единому архитектурному облику.

Это разработка единых стандартов оформления зданий и улиц, организация городских служб, населения и бизнеса на их воплощение в жизнь, упорядочение размещения рекламы и торговых объектов.

Такой принцип работы хорошо показал себя в Сочи, во время подготовки к зимним Олимпийским играм. Конечно, объем привлеченных сил и средств несопоставим — к Олимпиаде вся страна приводила Сочи в порядок, были задействованы лучшие кадры. Но в то же время был наработан полезный опыт, сложилась определенная схема работы. Если это сработало в Сочи, то почему не может сработать в Краснодаре? Тем более что для столицы Кубани как никогда важно иметь образцовый ухоженный облик. А проблем в этой сфере накопилось достаточно.

Сегодня многие улицы города не узнать — новые заборы и тротуарная плитка единого образца, новые остановочные комплексы, аккуратные вывески и клумбы. Конечно, начинать было непросто. Потребовалось время, чтобы, в частности, перестроить сознание предпринимателей — ведь открывая киоск или палатку, надо исходить не только из того, сколько прибыли они принесут, но и как впишутся в окружающую городскую среду, не помешают ли пешеходам. Такая культура, к сожалению, у нас еще окончательно не сложилась. Каждый пытается выделиться — повесить вывеску побольше и поярче, и все это в общей массе производит удручающее впечатление. Думаю, это можно наблюдать во многих российских городах.

Сегодня на наших улицах картина уже совершенно иная. На местном уровне были откорректированы правила благоустройства. Теперь в них, например, четко прописано, где на здании должна находиться вывеска и какую площадь фасада может занимать, определены рекомендованные цвета для заборов и фасадов зданий, выходящих на магистральные улицы.

Конечно, одним из вопросов было финансирование. Оказалось, что и резервы при желании находятся. Это — бюджетные средства, а также средства специального благотворительного фонда, который был создан для этих целей. Большую помощь оказывает бизнес. В этом году впервые за много лет были капитально отремонтированы 16 подземных пешеходных переходов. Все расходы взяли на себя крупные строительные компании, а общая сумма капитального ремонта ни много ни мало — 300 миллионов рублей.

За время работы штаба сделано многое. Главное — процесс запущен, заданы координаты работы, и мы будем продолжать действовать в том же темпе.

Рекламе указали место

Вы упомянули о наведении порядка с рекламой и торговыми объектами. Что конкретно было сделано?

Нам очень помогло то, что в 2013 году мы разработали концепцию размещения рекламных конструкций на территории города: четко определили, где и какого вида рекламная конструкция может находиться. При этом в центре в разы сократили количество рекламных щитов 3 на 6 метров, оставив их на въезде и второстепенных улицах.

К слову, для этого было подходящее время. В июле 2013 года истекали сроки аренды по многим земельным участкам, предоставленным под рекламные поверхности. И таким образом появилась возможность перезаключить договоры уже на новых условиях.

По итогам первых торгов, которые прошли в декабре прошлого года, в бюджет города поступил 1 миллиард рублей. Сейчас видны изменения к лучшему на всех улицах города. Так что Краснодар получил существенную отдачу, считаю, это было правильное решение.

В дальнейшем обнаружился еще один момент, который, думаю, имеет место во многих городах, — стихийно расклеенные на заборах и стенах рекламные афиши. Эту деятельность мы также решили упорядочить. Как и в случае с другими рекламными конструкциями, определили места для размещения афишных стендов и также разыграли их на торгах.

В декабре уже этого года прошли заключительные аукционы по оставшимся рекламным конструкциям. Так что можно сказать, что от новой концепции город получил существенную пользу. Это и доходы в бюджет, и совершенно другой, более современный, качественный облик наружной рекламы, ее упорядочение.

Аналогичным образом поступили и с мелкими торговыми объектами. После мониторинга расположенных по городу ларьков, киосков и палаток составили схемы их расположения на улично-дорожной сети. При этом убрали те, которые были установлены незаконно, мешали пешеходам, сильно износились, часть — перенесли.

В итоге облик города от этого только выиграл — освободились тротуары, остановочные комплексы и пешеходные зоны. Считаю, что это большой плюс.

Бизнес в тонусе

Как сегодня живется в Краснодаре бизнесу: крупному, среднему, мелкому? Что власть делает, чтобы ему работалось лучше?

Напомню, на протяжении последних лет Краснодар регулярно попадает на первые строчки различных отечественных рейтингов как город наиболее комфортный для жизни и ведения бизнеса. И это как нельзя лучше характеризует положение дел в этой сфере.

Конечно, тон задает крупный бизнес. Возьмем, к примеру, ЗАО «Тандер» — компанию, управляющую крупнейшей российской розничной сетью «Магнит». Эта бизнес-структура является одним из крупнейших налогоплательщиков в бюджет города и края. Основной акционер «Магнита» Сергей Галицкий столичным городам предпочитает для жизни и ведения бизнеса Краснодар. На собственные средства он строит в Краснодаре бульвар по улице Солнечной, современный футбольный стадион в районе улицы Восточно-Кругликовской, крупный логистический центр. Им же была построена Академия футбола, признанная специалистами одним из лучших спортивных объектов в стране и мире.

В ближайшие годы ЗАО «Тандер» планирует открыть ряд производств в Восточной промышленной зоне. Компания готова стать «якорным инвестором» первой очереди промпарка, который создается в Восточной промзоне. На 66 га «Тандер» планирует разместить 14 предприятий по переработке сельхозпродукции, выпуску промышленных товаров широкого потребления. Этот проект может стать определяющим в плане привлечения инвестиций в экономику города и развития его промышленного потенциала в ближайшие годы.

И понятно, без необходимых условий такие проекты не могут состояться.

Положительную динамику также демонстрирует малое и среднее предпринимательство. Если в прошлом году в городе числилось всего порядка 67,2 тысячи субъектов малого и среднего бизнеса, то на текущий период — 69,3 тысячи. В том числе — около 130 средних предприятий, 23 тысячи малых предприятий (юридические лица) и 45 тысяч индивидуальных предпринимателей. Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве достигла более 230 тысяч человек.

Так что наша политика в сфере бизнеса и в дальнейшем будет направлена на обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы.

Детским садам — зеленый свет

В продолжение разговора о социально-экономическом развитии города нельзя не упомянуть и о достижениях в социальной сфере. На решении каких социально значимых задач вы концентрируете усилия?

Для любого города развитие социальной инфраструктуры — вопрос жизненно важный. За последние годы в городе построены новые школы, поликлиники, детские сады. Но быстрый рост населения и активное жилищное строительство требуют постоянно «наращивать» социалку.

Взять хотя бы детские сады. В последние годы в Краснодаре их построены десятки. Тем не менее проблема с получением путевки в дошкольное учреждение по-прежнему актуальна.

Губернатором Кубани Александром Ткачевым перед нами поставлена задача — обеспечить всех малышей местами в дошкольных учреждениях к 2016 году. Для этого мы используем все имеющиеся резервы: строим новые здания и пристройки к существующим детсадам, ведем реконструкцию и капитальный ремонт помещений, выкупаем у застройщиков уже готовые дет­сады, возводим модули из быстровозводимых конструкций, открываем группы кратковременного пребывания и семейного воспитания детей.

В прошлом году ввели рекордное за много лет количество мест — более 3000. В этом году — порядка 1700. На 2015-й и 2016 год стоит задача добавлять как минимум по 5000 мест ежегодно. Только так мы решим проблему.

С учетом планируемого увеличения в этом году предпринимали дополнительные усилия по закладке новых детских садов со сроком сдачи в ближайшие два года.

Также продолжаем заниматься выделением участков многодетным семьям, воспитывающим трех и более детей. С 2011 года уже распределили порядка 2000 земельных наделов площадью от 600 до 1000 квадратных метров. И готовим к предоставлению очередной земельный массив.

Но самое главное — параллельно решаем вопросы с обеспечением участков инженерной инфраструктурой. Наша цель — чтобы в будущем это были полноценные благоустроенные микрорайоны со всем необходимым для комфортной жизни.

С комфортом для пассажиров

Транспортная ситуация — один из важных элементов комфортной городской среды. И в этом плане Краснодар не избежал участи крупных, динамично развивающихся городов с высоким уровнем автомобилизации и загруженными магистралями. А какие меры в связи с этим принимаются в кубанской столице?

Транспортная проблема Краснодара — застарелая. Причины этого известны. Во-первых, исторически плотная застройка в центральной части города, практически исключающая возможность расширения дорог, а во‑вторых, само по себе большое количество автомобилей.

В городе, по последним данным, зарегистрировано более 400 тысяч машин. Кроме того, ежедневно в краевой центр въезжает и выезжает от 150 до 200 тысяч транзитных автомобилей.

Но надо сказать, столица Кубани в этом плане не исключение. Заторы на дорогах — «головная боль» любого крупного города, который динамично развивается, интересен бизнесу, привлекателен для работы и жизни. Поэтому аналитики всё чаще связывают эту проблему с ростом благосостояния населения. Конечно, это не снимает ответственности за ее решение.

В городе проводятся большая работа по организации дорожного движения, капитальный и ямочный ремонт дорог, реконструкция магистралей, строительство новых дорог и дорожных развязок. К концу года капитально отремонтируем дорожное полотно и сделаем тротуары более чем на 20 километров улично-дорожной сети. Большей частью эти работы завершены. На следующий год планируем обновить еще 25 километров.

Причем ремонт ведется комплексно — вместе с заменой дорожного покрытия приводятся в порядок тротуары, зеленые зоны, ограждения, выполняется благоустройство.

Однако чтобы развязать основные транспортные узлы, необходимо реализовывать масштабные инфраструктурные проекты — городу нужны новые транспортные развязки, мостовые путепроводы через Кубань, через железнодорожные пути, расширение ряда магистралей. Некоторые из них уже проектируются, по другим ведется проработка.

Воплотить в жизнь такие объекты городу не под силу. И мы благодарны губернатору Кубани Александру Ткачеву за поддержку в этом вопросе, принятое решение по привлечению для этих целей средств по федеральным и краевым программам.

Кроме того, в настоящее время нами проводится комплекс мер, направленных на улучшение транспортной ситуации в городе. В том числе с привлечением передового российского и мирового опыта.

Так нашел ли Краснодар свой рецепт борьбы с «пробками» на дорогах?

Однозначно сказать «да» нельзя, но к этому мы идем. В частности, по примеру Москвы с прошлого года начали открывать платные муниципальные парковки. Мною поставлена задача — до конца этого года создать не менее 3 тысяч мест на таких парковках, а в ближайшие годы — 8 тысяч мест.

Практика показала: там, где они были организованы, заторы снизились, так как практически на всех из них имеются свободные места в течение дня и желающие могут оставить машину без ущерба для движущегося транспортного потока. Сменяемость машин на парковочном пространстве в итоге увеличилась в 2–3 раза.

Мы хотим создать максимально удобные условия пользования парковками, когда любой автомобилист, передвигающийся по городу, может без труда найти парковочное место и будет точно знать, что сможет припарковаться. Уже запущен специальный сайт «Городские парковки Краснодара», где ведется электронный учет всего парковочного пространства в городе и можно будет отслеживать, где есть свободные места.

Параллельно занимаемся развитием городского общественного транспорта, чтобы он стал более комфортным и привлекательным средством передвижения для краснодарцев — конкурентной альтернативой личному авто.

С этого года контроль и управление работой городского общественного транспорта осуществляется через специально созданный транспортно-навигационный центр. Уже сегодня о времени прибытия трамвая, троллейбуса или автобуса горожане могут узнать, используя специальное мобильное приложение администрации Краснодара. В центр стекается и информация с камер видеонаблюдения в салонах городского общественного транспорта. Они уже установлены в ряде трамваев, автобусов и троллейбусов.

Также приобретаем новую технику. И в следующем году обновление парка городского общественного транспорта продолжится. Планируется приобрести не менее 50 новых трамваев и 30 троллейбусов по лизинговым схемам, 170 новых автобусов средней вместимости.

Уверен, это даст новый стимул развитию городского общественного транспорта Краснодара.

Если подытожить — с каким настроем вы завершаете этот год?

Подводя итоги, скажу, что 2014 год Краснодар завершает на подъеме. Как будет развиваться ситуация в следующем году, посмотрим. С учетом международной обстановки, загадывать не берусь. Но объективно можно утверждать, что за последние годы создан задел, который, уверен, поможет Краснодару и дальше успешно идти вперед. Есть видение перспектив развития, резервы, а главное — желание сделать наш город лучше, комфортнее и благоустроеннее. И над этой задачей мы будем работать дальше. 2015-й будет сложным годом. Но это уже не первый кризис, который мы преодолеваем. Уверен, что со всеми проблемами и задачами мы справимся.

Комментарии
Прямой эфир