Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
25 сентября
2016 года

Ритейлеров заставят платить быстрее под угрозой дефицита

Поставщики продуктов питания не хотят давать сетям отсрочку на выплаты в 45 дней

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

После договоренностей о новых сроках уведомления о повышении цен поставщики продовольствия обсуждают с сетями продуктовых магазинов сокращение отсрочки выплат за отгруженный товар. Об этом «Известиям» сообщили в ряде отраслевых союзов. Сегодня магазины имеют право не платить за уже полученный товар в течение 45 дней и перечисляют деньги после продажи товара. Производители заявляют, что это слишком большой срок задержки выплат и в сложившихся экономических условиях им больше неоткуда привлекать средства, кроме как получать их от своих заказчиков как можно быстрее — она настаивают на сроке оплаты в 14 дней. Иначе производители прогнозируют перебои поставок и, как следствие, сокращение ассортимента или дефицит в отдельных торговых точках.

По словам председателя правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрея Даниленко, с повышением процентной ставки по банковским займам условия кредитования предприятий стали запретительными. В данный момент как крупные, так и малые производители испытывают недостаток оборотных средств.

— Для многих малых и средних предприятий вопрос быстрого получения денег настолько важен, что он определяет, работать им дальше или закрываться. При доступных банковских кредитах ждать деньги от сетей не было такой проблемой, — говорит Даниленко. — Средний срок, за который реализуется молочная продукция (с учетом продуктов длительного хранения и скоропортящихся), составляет 14 дней, и по его истечении ритейлеры могли бы расплачиваться с поставщиками.

О желаемом уменьшении максимальной отсрочки с 45 до 14 дней говорит и исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.

— Деньги — это кровь экономики, а в рыбопереработке сегодня очень большие потери «крови». У нас сейчас фактически нет товарных кредитов от российских добывающих компаний, из-за эмбарго сократились товарные кредиты от европейских поставщиков сырья (закрыты для России норвежские предприятия, ранее дававшие отсрочки по оплате сырья отечественным переработчикам). Ощущается дефицит свободных средств на финансовом рынке, — говорит Гудков.

По его словам, российским рыбопереработчикам остро необходимо увеличить оборачиваемость товарных запасов. По определенным позициям запасы сформированы — это дальневосточный лосось, икра и все виды рыб, добываемых сезонно (сельдь, горбуша, кета, минтай, килька). Однако по тем видам рыбы и морепродуктов, которые поставляли из-за рубежа и независимо от сезона (треска; охлажденный лосось; сурими, то есть сырье для крабовых палочек), запасов нет. Также нет запасов по ингредиентам, таким как специи, подсолнечное масло, и упаковке.

— По импортному сырью мы работаем практически с колес. Нехватка сырья может привести к сокращению ассортимента продукции в тех торговых точках, которые не уменьшат отсрочку платежа, — говорит Гудков. По его словам, обсуждение сроков выплат идет между сетями и производителями, поддержавшими Кодекс добросовестных практик (его приняли в 2012 году 7 ведущих отраслевых ассоциаций участников потребительского рынка), утвердить новые сроки планируют во второй половине января.

Председатель Зернового союза (объединяет поставщиков хлебобулочной продукции и бакалеи) Аркадий Злочевский сомневается, что розничные сети пойдут на столь существенное снижение срока выплат. Он убежден, что предприятия торговли скорее договорятся о снижении максимального срока ожидания оплаты до 1 месяца.

— Любой поставщик кредитует торговлю на 45 дней, причем бесплатно. Это очень большой срок, и почему его надо бесплатно предоставлять — не очень понятно, — говорит Злочевский.

По его словам, при отказе ритейлеров снижать отсрочку особого дефицита ждать не стоит, но поставщики всё же будут ориентироваться прежде всего на те розничные сети, с которыми проще договариваться.

— Созданы некомфортные условия для поставщиков — а значит, будут сокращаться объемы поставок в те сети, где некомфортны условия. Передел рынка, переориентация на несетевой ритейл — в ряде регионов уже сегодня это происходит, — отметил Злочевский. Он отказался называть сети, из которых уходят поставщики.

— С локальными ритейлерами работать проще, чем с федеральными. Они меньше требуют всяческих обязательных бонусов и прочих поборов и чаще идут навстречу, — говорит он.

Сами розничные сети пока не торопятся анонсировать те условия, на которых согласились бы отказались бы от 45-дневной отсрочки по выплатам. Как рассказал «Известиям» исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов, требования поставщиков о двухнедельном ожидании выплат критичны для розницы и приведут торговые предприятия к финансовым потерям, которые могут быть компенсированы в том числе и за счет повышения цен на полках.

— Вопрос достаточно непростой, мы обсуждаем его. К нему надо подходить аккуратно, — считает Карпов.

По его мнению, на повестке обсуждения сотрудничества с поставщиками для сетей есть более актуальные вопросы, которые касаются снижения процента возвратов по ряду товаров, а также недопущения пустых полок и соблюдения уже достигнутых договоренностей.

Напомним, что в середине декабря 2014 года сетями и поставщиками был подписан меморандум о сокращении срока принятия решения сетями по уведомлениям об изменении цен на продукты до 14 дней. Прежде на это также требовалось 45 дней. Однако, по словам Карпова, некоторые подписанты меморандума, даже после того как их новые цены были приняты, не «разморозили» поставки в сети. Он не назвал конкретные компании, но подтвердил, что речь идет об импортерах алкогольных напитков, которые ранее приостанавливали отгрузки из-за курсовых потерь.

Известия // понедельник, 12 января 2015 года

Ритейлеров заставят платить быстрее под угрозой дефицита

Ритейлеров заставят платить быстрее под угрозой дефицитаПоставщики продуктов питания не хотят давать сетям отсрочку на выплаты в 45 дней

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Продовольствие»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке