Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На Украине объяснили открытие второго центра рекрутинга в ВСУ «высоким спросом»
Армия
Генштаб ВС РФ пообещал не отправлять срочников весеннего призыва в зону СВО
Мир
Лавров дал понять, что не Макрону говорить о недоговороспособности России
Общество
Госдуму попросили решить проблему с доступом к коммуникациям в коттеджных поселках
Мир
Посол Антонов назвал непристойными заявления Байдена в адрес Путина
Мир
В Британии допустили скорое поражение Украины в конфликте
Армия
В общевойсковых армиях создадут мобильные группы по борьбе с дронами
Общество
Вильфанд предрек аномальное тепло в Москве в начале апреля
Мир
В постпредстве России заявили о перепредставленности Запада в СБ ООН
Мир
В США заявили о снижении риска эскалации конфликта на Украине
Мир
Лавров назвал Европу одной из главных пострадавших сторон в украинском кризисе
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Днепропетровской области и Черкассах
Мир
Полянский заявил о выдаче Косово карт-бланша на бесчинства против сербов
Мир
Лавров уличил Запад в отсутствии логики в обвинениях в адрес России
Мир
Авиация коалиции США четыре раза за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Общество
В России могут ввести блокировку публикаций в соцсетях видео с убийствами и пытками

Голиафан

Журналист Леонид Шахов — о сюжете самой скандальной кинокартины года и реальной жизни
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Посмотрел «Левиафан», но не осуждаю. Хотя и не согласен с режиссером во многом, но премного же рад, что Андрей Звягинцев взял еще один приз, заставив пасовать на этот раз уже лондонских критиков. И мне кажется неестественным, что новостные программы федеральных телеканалов не начинаются с этой сенсации. Ужели «Золотой глобус» ценен менее «Золотого бедуина», а желанный триумф российского режиссера в престижном международном смотре кинолент не так значим, как вполне ожидаемая победа отечественных грузовиков в ралли «Дакар»?

Задача и сокровенная цель художника сорвать славу. Писатель мечтает о нобелевской премии. Режиссер — об «Оскаре», но может взять и венецианскими львами. Не думаю, что Звягинцев искал чего-то более от «Левиафана». Но точно не следует лепить из него депрессивного фундаменталиста. Даже открывшаяся намедни удручающая правда о «Докторе Живаго» (правы были, выходит, хм, не читавшие, но осуждавшие?), автора которого, выяснилось, «протискивали» на нобелевку «наши американские партнеры», не должна бросать тень на заслуженные награды Звягинцева. И если даже завтра прояснится подобная же тайна в отношении Бродского, скажем, или Солженицына, это тоже не повод подозревать «в порочащих связях» молодого и даровитого режиссера.

Но если на то пошло, давайте хотя бы смотреть.

Обычная история, которая могла случиться и в Дании, и в России, и в Америке, и пр. Мрачная, унылая сторонка, почти как все северные города, не важно, Хаммерфест это, Кандалакша или какой-нибудь Фуглафьордур. Много пьют, да. А что еще делать, если полгода — плохая погода, полгода — совсем никуда? В шахматы играть долгими, нудными, прозрачными вечерами с редким незваным гостем или вальсировать под виолончельный квартет с белыми медведями на фоне скелета то ли кита, то ли Левиафана? Мэр — жулик и бандит, да. Так демократия же, постойте! С кем не бывает, если власть выборная?

Правда категорична. Обобщение ложно. «Левиафан» — не русофобский фильм. Просто русофобам приглянулся; они хотят «сыграть» им в политику, тем более что и международный контекст как никогда кстати. Надо ли помогать им в этом, ведь, чтобы играть, нужна иная сторона, соперник, — не уверен. Сама история, показанная в фильме, имеет право быть правдой. Таких историй много. Но она отнюдь не типична для России. И есть масса обратных примеров. Ну вот вам навскидку парочка.

На Варшавском, кажется, шоссе в районе Щербинки дорога делает замысловатый такой изгиб. Я, когда в первый раз проезжал, изумленный, спросил таксиста: а что так? «Сейчас сами увидите». За эстакадой справа на пологом холме стоял дом, домик даже, небольшой, приземистый, ветхий. Во время реконструкции шоссе строители сносили всё подряд, садовые домики, древние избы, бывшие советские дачи и пр. Собственников расселили в новых, современных многоэтажках. И только владелец этого дома, Сидякин, по-моему, его фамилия, не согласился покидать родной очаг. Ругался, судился, говорят, и победил-таки государство. Так что не всегда зло и бабло побеждают.

С мэром-уголовником тоже история была. Ленинск-Кузнецкий, помните? Выборы прошли, и лишь потом люди осознали, что избрали градоначальником человека с невзыскательным бандитским прошлым. Пришлось государству вмешаться.

В новейшей истории России есть еще немало иллюстраций, когда человек благополучно противостоял государству. И даже побеждал.

Дабы уберечься от обвинений и обобщений, Звягинцеву стоило снимать своего «Левиафана» не в Териберке, а в Москве. В столице. Знаменитое, кстати, такой же безысходностью «Нападение на Уолл-стрит» (Assault on Wall Street; Lynn Peak Productions, 2013 год), в котором главный герой по вине власть и деньги имущих теряет работу и надежду (а у него — семья, семья, неизлечимо больная жена и пр.) и в порыве отчаяния вершит самосуд, тоже ведь не в каком-нибудь норт-слоупском захолустье приключилось.

В Москве другая жизнь, другая реальность, другие ночи, не такие мучительные, хотя и яркие. И никакой депрессии. Напротив даже. Никто не работает, но все живут хорошо. Все живут хорошо, но почему-то рассержены. Слезам Москвы не верят. В Москве могут и на мэра наехать, даже не бандит если, и не только за дело, а просто из вредности. В Москве могут и в церкви «сплясать», и иконы (!) на выставке топором порубать. В Москве какой-то самолюбец отгрохал дом-дворец на… территории ВДНХ, и уже много лет государство никак не может с ним совладать. Словом, Москва — совершенно иная история. Да и вообще зачем провинцию, что и без того тиха, безмолвна, как падчерица, обезображивать еще и безнадегой?

Для тех же, кто разглядел в «Левиафане» только одно столкновение — государства и человека, предлагаю присмотреться к другому противостоянию. Внутреннему. Нравственному. Духовному. Меж главными героями картины. Грех, измена, падение. Драма, трагедия, как угодно. Шекспир отдыхает. «Оскар» ждет.

Правда, я не смог решить дилемму, поставленную предо мной вольно или невольно режиссером: что ужаснее — когда жена изменяет с лучшим другом или когда лучший друг — с женой. Но вот уж точно не желал бы я остаться с домом/участком/свободой и запятнанной (изменой) честью. Звягинцев не осложняет этот конфликт деталями. Намеренно или нет — не знаю. Но он мне видится как раз основным. А может, я просто слишком хорошо думаю о Звягинцеве.

Комментарии
Прямой эфир