Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
30 июля
2016 года

Торговые сети ощутили кредитный дефицит

Кредитный дефицит обернется дефицитом товарным прежде всего в регионах, а эксперты ждут банкротств и поглощений — ритейлеры зависят от банков как никогда

Фото: ТАСС/Интерпресс/Петр Ковалев

Целый ряд крупнейших непродовольственных ритейлеров уже не могут закупать новые партии товаров в кредит, как привыкли за годы стабильности, — банки отказываются выдавать и пролонгировать ссуды. Поставщики тем временем перешли на предоплату, как в 1990-х. Участники рынка рассказали «Известиям», что эта ситуация носит массовый характер. По понятным причинам о собственных проблемах ритейлеры предпочитают официально не говорить, но, как сообщают источники, проблемы с кредитованием поставок есть у таких сетей, как «Эльдорадо», «ЦентрОбувь», и других заметных игроков.

Наиболее уязвимыми оказались компании, торгующие бытовой техникой.

— Продавцы бытовой техники — нестабильные арендаторы: мы не понимаем, как будут меняться обороты. В рублях, возможно, оборот вырастет, просто потому что цены подняли, но продавать больше не станут, значит, в валюте выручка упадет. Тем более что техника — не предмет первой необходимости. Я бы за зону риска вывел только продуктовый ритейл, детские товары и уже потом дешевую одежду, — говорит Павел Анисимов, замдиректора департамента торговой недвижимости агентства S.A. Ricci.

Как он отметил, ряд компаний уже сделали выводы и начали экономить еще в прошлом году. В частности, Media Markt отказался от планов по развитию в России на этот год и взял курс на жесткую оптимизацию. В «Эльдорадо» и «ЦентрОбуви» комментариев не предоставили, в «Техносиле» избежали прямого ответа на вопрос о положении с кредитами.

— Мы действительно получали предложения от некоторых поставщиков с просьбами о предоставлении предоплаты, но на данный момент мы не готовы принимать их условия сотрудничества, — говорит коммерческий директор компании «Техносила» Игорь Юровский. — Это касается в большей степени компаний, производящих свою продукцию в странах Азии, которые в условиях девальвации рубля более зависимы от колебаний курса валют. Уже сейчас всё больше региональных продавцов бытовой техники постепенно уходят с рынка. Их долю будут занимать крупные федеральные игроки, включая «Техносилу». Также мы наблюдаем активное перераспределение торговли из офлайн в сторону онлайн, которое в условиях сложной макроэкономической ситуации будет лишь усиливаться.

Представители магазинов «Спортмастер» отметили, что у оптовых клиентов сети тоже проблемы с привлечением кредитов.

— Мы работаем в едином поле с остальными ритейлерами, поэтому тоже сталкиваемся с этой ситуацией. Некоторые банки отказывают нашим клиентам в кредитах, мы вынуждены искать другие способы поставок, — говорит менеджер «Спортмастера».

Чтобы получить товар, ритейлерам надо рассчитаться по старым долгам.

— Это происходит повсеместно. Кому-то решительно предлагают сначала погасить кредит, а потом получить новый, а кому-то, у кого пролонгируемая линия кредита, предложили поднять процентную ставку, оба варианта достаточно пагубно сказываются на сетях, — говорит Анисимов. — В результате торговые сети вынуждены переходить в режим экономии и уже замораживают планы по развитию. У меня из-за этого одна довольно крупная сделка встала. Даже если в ближайшее время проблемы с кредитом удастся решить, потом потребуется еще несколько месяцев, чтобы заново скорректировать стратегию развития. Думаю, при оптимистическом сценарии пауза на рынке будет 4–6 месяцев.

Иностранные поставщики отказываются отпускать товар без предоплаты.

— Такая ситуация возникла у продавцов бытовой техники и одежды. Наш рынок китайцам уже мало интересен, поэтому они уже не рискуют и сотрудничают только по системе предоплат, — говорит Александра Романенко, старший консультант компании «Магазин магазинов». — В наиболее тяжелом положении оказались индивидуальные предприниматели, которые до сих пор в регионах занимают значительную долю на прилавках. Думаю, через пару месяцев региональные торговые центры и рынки значительно опустеют. Обанкротятся в первую очередь те, у кого и раньше проблемы были. Возьмем «Дикую орхидею», у этой сети и до кризиса были проблемы, не было активной стратегии развития, сейчас, мы видим, они закрывают магазины, уходят из уличного ритейла и будут просто стараться выжить в этот период.

В группе компаний «Розтех», управляющей магазинами «Дикая орхидея», не смогли оперативно ответить на запрос «Известий». Как отметил Денис Соколов, управляющий партнер Cushman & Wakefield, если раньше было нормальным брать товар в кредит и развитие шло за счет них, то сейчас эта модель уже не работает, поскольку из-за колебаний курсов валют возникают кассовые разрывы. Теперь сетям надо разрабатывать новые правила, и последствия для торговли будут самые неприятные.

— Кассовые разрывы приведут к пустым полкам. Чей-то бизнес обрушится как карточный домик, начнутся банкротства и поглощения компаний, — говорит Андрей Новиков, управляющий директор отдела рынков капитала инвестиционно-консалтинговой фирмы CBRE.

Сами торговые сети могут в какой-то мере оказаться в собственности у кредиторов или других владельцев, как случилось с группой «Связной» (теперь контроль у Олега Малиса, брата главы «Евросети» Александра Малиса). Впрочем, как успокаивают эксперты, большинство банков не заинтересованы в работе с непрофильными активами, поэтому готовы искать пути решения проблемы.

— Также можно предположить, что ритейлеры попытаются решить проблемы за счет поставщиков, например увеличат срок оплаты. Объем проблем зависит от величины кредитного плеча (отношение объема своих денег к заемным) и степени доверия поставщика. Всё в каждом конкретном случае будут решать банки — они смогут обанкротить сети, а смогут, наоборот, их поддержать, — добавил Новиков.

Известия // пятница, 20 февраля 2015 года

Торговые сети ощутили кредитный дефицит

Торговые сети ощутили кредитный дефицитКредитный дефицит обернется дефицитом товарным прежде всего в регионах, а эксперты ждут банкротств и поглощений — ритейлеры зависят от банков как никогда

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Ритейл»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке