Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Киеве возмутились словами премьера Грузии о риске «украинизации» страны
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Мир
Пять мест базирования боевиков в сирийской провинции Хомс были уничтожены ВКС РФ
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Общество
Мать девочки в «маске Бэтмена» из США осталась довольна работой врачей в РФ
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
Маск хочет профинансировать сбор подписей в защиту свободы слова в США
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Мир
Белый дом опроверг заявление Байдена о съедении его дяди людоедами
Общество
Уровень воды в Тоболе в районе Кургана превысил отметку в 10 м
Мир
СМИ сообщили о неспособности ВСУ удержать позиции из-за дефицита снарядов
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии

Протез «второй ноги» больше не нужен

Журналист Максим Кононенко — о том, почему партия «Справедливая Россия» теряет смысл своего существования
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В региональном отделении партии «Справедливая Россия» в Санкт-Петербурге всё изменилось. Вместо депутата Оксаны Дмитриевой главой отделения стал депутат Олег Нилов. Своей главной целью Олег Анатольевич видит возрождение питерской «Справедливой России» — в городе с населением 5 млн человек на сегодняшний день числится 996 членов партии.

Прописью: девятьсот девяносто шесть, то есть 0,02% населения.

Ну что же, цели себе можно ставить какие угодно амбициозные. Но хорошо бы сначала, до того как увеличивать численность членов партии, ответить себе на один важный вопрос: а зачем вообще нужна в современной России партия «Справедливая Россия»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала вспомнить, откуда партия «Справедливая Россия» взялась. А взялась она вот откуда. В начале 2000-х возникло и укрепилось устойчивое желание реализовать в России общепринятую модель современного демократического государства. То есть — две главные партии, сменяющие друг друга. Вокруг может быть сколько угодно партий с любой идеологией, но в центре политической машины — только две из них, отличающиеся идеологическими нюансами, но концептуально единые.

Одна партия в наличии была — это «Единая Россия». Ее место в политическом спектре всегда определить было трудно (она, по возможности, пыталась занять весь этот спектр), но, в общем, сошлись на том, что «Единая Россия» — не левая партия. Значит, нужна была левая. Такая партия, конечно, тоже была — КПРФ. Но в те не до конца стабилизировавшиеся времена коммунисты были отъявленной фрондой. И их надо было поставить на место. Это важный момент: КПРФ не отказывалось в возможности занять место второй партии в двухпартийной системе. Но коммунистам надо было показать, что они, хоть и не чужие на этом празднике жизни, но и никогда больше не смогут стать единоличными хозяевами этого праздника.

Для этого была придумана партия «Родина». Партия, созданная специально для того, чтобы создать альтернативу КПРФ. Чтобы испугать лидеров коммунистов, сделать их не то чтобы сговорчивыми (они и так были сговорчивыми), а более осторожными в политических перспективах.

Проект, осуществленный эмигрировавшим ныне от тягот кровавого режима Маратом Гельманом, оказался крайне успешным. Созданная с нуля партия, возглавляемая Дмитрием Рогозиным и вооруженная гениальным лозунгом Сергея Глазьева «Отдайте природную ренту!», с ходу набрала на выборах в Государственную думу 2003 года 9% голосов.

Однако пассионарность этой партии сыграла с ней злую шутку — фракция вскипела и раскололась на части.

То есть, с одной стороны, задача была решена — партия, портящая коммунистам нервы и кровь, была создана. С другой стороны, задача была не решена — новая партия была плохо управляема и местами вообще неприлична. Поэтому к следующим выборам в Госдуму было решено создать коммунистам другую альтернативу — социал-демократическую партию, созданную из модной «Родины», очень популярной в регионах Партии пенсионеров и смешной и никем серьезно не воспринимаемой Партии жизни, возглавляемой Сергеем Мироновым — человеком в общем симпатичным, но каким-то нарочито техническим.

Новый партийный проект оказался настолько привлекательным, что в него немедленно перетекли ряд довольно харизматичных фигур из других партий. Елена Драпеко и Светлана Горячева из КПРФ, Алексей Митрофанов из ЛДПР, Елена Мизулина из СПС, Галина Хованская из «Яблока». К следующим выборам примкнула к партии и исключенная из «Яблока» Оксана Дмитриева — женщина с очень богатой политической историей. Оксана Генриховна была депутатом Государственной думы всех созывов, именно она разработала Бюджетный кодекс и процедуру рассмотрения бюджета в парламенте (а это краеугольные элементы государственной экономики).

Удивительным образом «все звезды», собравшиеся в «Справедливой России», сгорели. Иные, как Митрофанов, сгинули в скандалах, иные, как Елена Мизулина, ударились в ультраконсерватизм. Тот же Олег Нилов прославился внесением законопроектов вроде ограничения маржи для торговцев.

Сам же Сергей Миронов не запомнился вовсе ничем.

На этом фоне Оксана Дмитриева совершенно естественным образом стала самым уважаемым (наряду, впрочем, с Галиной Хованской) членом никому, в общем, не интересной, инструментальной партии (см. выше про 996 членов на 5 млн). Что, разумеется, не могло не взволновать руководство «Справедливой России».

То есть все эти истории с попыткой Дмитриевой баллотироваться в губернаторы Санкт-Петербурга, все эти скандалы, которые она пытала затеять потом, обвиняя выборы в фальсификациях, — это всего лишь набор поводов. Поводов для того, чтобы Сергей Миронов, категорически не уживающийся хоть со сколь-нибудь популярными сопартийцами, предпринял робкие попытки убрать конкурента.

Но если в случаях с Митрофановым, Гудковым и Пономаревым речь шла о символических фигурах, то в этом конкретном случае Сергей Михайлович ставит себя в сложное положение.

Потому что, убирая Оксану Дмитриеву из «Справедливой России» (а ее исключение оттуда, как представляется, — вопрос времени), он убивает партию «Справедливая Россия». Единственным смыслом существования этой партии сейчас является именно Оксана Дмитриева. Политик, решающий вопросы, которые действительно касаются живых людей. В отличие от Нилова и Мизулиной, которые решают вопросы, волнующие исключительно их самих.

Классическая иллюстрация про сук, на котором сидишь.

Впрочем, вряд ли кто-то будет серьезно сожалеть об исчезновении «Справедливой России». Задача, поставленная более 10 лет назад, решена: коммунисты теперь вполне могут быть второй партией. Они успокоены, празднуют Пасху, а по патриотизму дадут фору любым байкерам. И главное — их председатель давно уже не хочет быть президентом.

А значит, протезы «второй ноги» более не нужны.

Комментарии
Прямой эфир