Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Наука и техника
В России построят научные мегаустановки на экспорт
Здоровье
Врач рассказала об опасных для пенсионеров заболеваниях
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией

3D-геометрия для жизни

0
3D-геометрия  для жизни
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Внедрение инновационных программ в российское образование продвигается с «большим скрипом», констатируют эксперты. Что мешает авторам передовых методик влиять на умы учащихся и есть ли из этого правила исключения?

«До 10-го класса я в школе была круг­лой отличницей, правда, с черчением папа помогал. А потом началась стереометрия, и я стала хватать двойки, — жалуется москвичка Елена Гришина. — Ну нет у меня пространственного мышления... Как я могу задачу решить, если не представляю сеченную плоскостью пирамиду в принципе? Я даже изобразить ее в тетради не могу». И дома начались слезы. Выход для школьницы нашел опять же папа...

Не первая ласточка

«3D-геометрия для девочек», «Искусство древнего мира и современные технологии», «Шахматное королевство», «Мир мультипликации» — таков далеко не полный перечень секций нового центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «Лидер». Как уверяют его создатели, здесь школьники могут обогащаться знаниями, полезными не только для общего развития, но и для жизни. «Творческое использование современных компьютерных технологий и 3D-устройств превращает наши занятия в увлекательное действо, — рассказывает Андрей Семенов, руководитель центра. — Например, при изучении культурных шедевров Древнего Египта можно создать виртуальную 3D-модель одной из великих пирамид со множеством пронизывающих ее тайных ходов и затем получить ее на 3D-прин­тере. Геометрию и стереометрию также легче усваивать, если объемные модели фигур распечатывать на 3D-устройствах, а затем использовать как учебные пособия».

Как считают эксперты, подобные методы прекрасно работают и при рассмотрении основ графического дизайна, архитектуры, моделирования и мультипликации. Всякий раз для лучшего, глубинного понимания предмета надо ощутить его объем, потрогать, оценить со всех сторон. Тогда и обу­чение превратится в захватывающее приключение. Так что подобные инновационные кружки необходимо полностью укомплектовывать новейшей трехмерной цифровой аппаратурой — принтерами, плоттерами, сканерами, резчиками, токарно-фрезерными станками. Да, это накладно. Но если такая возможность есть — жалеть денег не стоит. «По сути, увидеть инновационные методики преподавания школьники сегодня могут лишь в некоторых секциях дополнительного образования, — отметила Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики. — Внедрение подобных технологий в школьную программу идет очень медленно. И очень сложно».

Так, по словам эксперта, сама методика преподавания в школах строго регламентируется госстандартами образования. И пока авторские «находки» — пусть даже самые передовые — не пройдут апробации, внушительной цепочки экспертиз и не получат методического воплощения, в массовом порядке «добраться до детей» они не смогут.

К примеру, за три года в Москве на базе школ было создано всего 25 так называемых инновационных площадок. По словам Марии Лазутовой, исполняющей обязанности директора Московского института развития образования, претендовать на получение статуса инновационной площадки может любая школа, но для этого необходимо представить специально разработанный проект. Насколько эти предложения интересны и применимы на практике, решает городской совет по развитию инновационной деятельности. К примеру, на базе столичной школы № 2016 уже два года происходит «формирование элементов современной образовательной среды для интегрированного учебного предмета «Естествознание». За это время разработаны рабочие программы, учебники для 10-х и 11-х классов и рабочие тетради по естествознанию, а также создан кабинет-лаборатория по интегрированному учебному предмету «Естествознание» для 30 учащихся.

«В 2013 году желающих стать городскими инновационными площадками было 24, окружными инновационными площадками — 20, в 2014 году таких заявок было уже 50 на статус городской площадки, на статус окружной площадки — 19», — рассказала руководитель Центра анализа научных исследований и инноваций в образовании Московского института развития образования Ольга Фиофанова. В этом году формирование по проектам по получению статуса инновационных площадок происходит до 30 апреля 2015 года. «Пока мы получили четыре заявки на данные проекты», — призналась эксперт.

Так что главную надежду на быстрое внедрение инновационных технологий в сферу обучения специалисты связывают с образованием дополнительным. «Если мы говорим о дополнительном образовании, то здесь подобные ограничения сняты, — подчеркнула Ирина Абанкина. — Здесь не применяются единые госстандарты, не требуется аккредитация. Все, что нужно кружкам и секциям, — лишь лицензия на работу».

Ход конем

На этом фоне многих экспертов тревожит отношение чиновников к секциям дополнительного образования. И их массовое закрытие в регионах. «С 2009 по 2013 год число спортивных учреждений и секций сократилось на 21,8 процента, заведений культурно-досугового типа — на 10 процентов, парков и зон отдыха — на 14 процентов», — констатировал Павел Астахов, Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ. На смену почившим кружкам, конечно, приходят новые. Но далеко не такими темпами, как этого хотелось бы педагогическому сообществу. Те же ЦМИТы начали открываться в регионах лишь после прямого распоряжения президента. И после того, как к реализации проекта подключилось сразу несколько федеральных ведомств, включая Минэкономразвития. С легкой руки чиновников в кратчайшие сроки в стране открылось 37 ЦМИТов в 11 субъектах РФ.

Программу по созданию и развитию сети центров молодежного инновационного творчества «ТехноЛаб Москва» Центр инновационного развития столицы начал реализовывать почти два года назад: первый ЦМИТ был открыт в мае 2013 года. Главная цель, которую преследовали его создатели, — развитие творческих и изобретательских талантов школьников старших классов, студентов и просто горожан, неравнодушных к техническим изыскам. Предполагается, что работники центров смогут настолько увлечь посетителей наукой, что впоследствии те смогут явить миру новые высокотехнологичные проекты, а также сформировать молодежные команды, которые будут развивать свой бизнес в Москве.

Никаких вступительных испытаний и постоянных учебных программ в них не предусмотрено, и, кстати, посещают ЦМИТы не только школьники, но и взрослые люди — пробуют себя в новых областях научно-технического творчества, работают над собственными проектами, реализовать которые раньше без специализированного оборудования и помощи специалистов не могли. «За 2014 год с деятельностью ЦМИТов Москвы познакомилось более 12 тысяч человек, — подсчитали в пресс-службе Центра инновационного развития Москвы. — В том числе в рамках экскурсий и участия ЦМИТов в различных городских мероприятиях. Есть в центрах и постоянные посетители, работающие над своими проектами (таких около 200). Осваивающих азы работы на современном оборудовании — значительно больше, около тысячи человек. Самые популярные направления, которые пользуются неизменным спросом, — это, конечно, 3d-моделирование и прототипирование, робототехника, электроника».

Из Америки, с любовью

В мире первые «фаблабы» (лаборатории технического творчества, российскими аналогами которых являются ЦМИТы) появились в 2001 году в США. После этого полезный опыт переняли многие развитые страны мира. Считается, что главная причина процветания таких центров — в развитии и популяризации широкого использования цифровых технологий, которые в недалеком будущем станут настолько доступны и популярны, что каждый сможет самостоятельно сделать любой предмет обихода. Уже сейчас в мире насчитывается уже более 200 «фаблабов».

И самое важное. Абсолютное большинство детей ходить на занятия в такие кружки могут бесплатно — раскошеливаться за доступ к высокотехнологичному оборудованию приходится главным образом взрослым посетителям, испытывающим на нем свои собственные проекты. «Значение этого сложно переоценить, — подчеркнула Елена Сутормина, первый заместитель председателя правления международного общественного фонда «Российский фонд мира», член Общественной палаты РФ. — Во многих регионах само по себе дополнительное образование превратилось в большую проблему: кружки и секции берут со школьников деньги, а родители не могут за это платить. И дети оказываются в буквальном смысле на улице».

Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию

Состояние дополнительного образования, особенно с использованием инновационных технологий, — скорее «минус», чем «плюс». И те усилия, которые прикладываются властями для его развития, явно отстают от реальных потребностей. В 2015 году ситуация осложнится еще больше. Прежде пребывание примерно половины детей в кружках и секциях дополнительного образования финансировалось за счет средств федерального бюджета. В бюджете на 2015 год на эти цели не заложено ни копейки. Вице-премьеру Ольге Голодец задавали вопрос: как же так получилось? Она ответила — Минфин выделять на это деньги отказался. Так что теперь надежда остается только на региональные власти — смогут ли найти на это средства они. Понятно, что полностью удовлетворить потребности школьников в подобных занятиях удастся далеко не всем регионам. А между тем подобное образование нашей стране просто необходимо.

Александр Рывкин, директор гимназии № 1811 «Восточное Измайлово», заслуженный учитель России

Разговоры о том, что власти уделяют недостаточное внимание развитию дополнительного образования или целенаправленно пытаются каким-то образом закрыть некие секции или кружки, скорее всего возникают по недоразумению. Я ничего об этом не знаю. Все понимают, что дополнительное образование — вещь совершенно необходимая. Без него невозможно создать полноценную образовательную среду. И чиновники всех уровней прилагают серьезные усилия для того, чтобы оно развивалось. В идеале кружки должны работать при школах — в них дети остаются в привычной для себя среде. Но отказываться от отдельных домов творчества, инновационных технологических центров, конечно, ни в коем случае нельзя. Они могут быть оснащены таким современным оборудованием, которое ни одна школа не сможет себе позволить.

Комментарии
Прямой эфир