Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Прагматичный Мустафа

Журналист Александр Чаленко — об одном «политическом украинце», который слишком хотел быть «своим» среди «чужих»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Парадоксально, но самыми известными в мире украинскими журналистами становятся люди, которые к украинцам или не имеют никакого отношения, или имеют, но отдаленное.

Например, убитый 15 лет назад Георгий Гонгадзе был грузином. На Украину вместе со своей мамой-западенкой он попал только в 1990-е.

Второй такой украинский журналист с неукраинской фамилией — Мустафа Найем. Этнический пуштун. Его семья оказалась в СССР после падения коммунистического режима в Кабуле. Папа Мустафы вроде как был заместителем министра образования Афганистана. Мустафа окончил Киевский политехнический институт, торговал, как утверждает Виктор Медведчук, на базаре, а в журналистику пришел после 2004 года.

Мы все о нем узнали, когда смотрели по каналу «1+1» ток-шоу «Иду на вы» киевских журналистов Пиховшека и Герасимьюк.

Маленький, худенький, лысенький  мальчик, работавший в украинской редакции газеты Бориса Березовского «Коммерсант», он часто задавал невпопад вопросы украинским политикам. Чуть позже он перешел на работу к Савику Шустеру, который со своим ток-шоу приехал в провинциальную Украину. Параллельно Мустафа стал писать в главное интернет-издание страны — «Украинскую правду».

Всероссийскую известность Мустафа получил тем, что стал инициатором евромайдана. Это именно по его призыву в ФБ оппозиционно настроенные товарищи вышли на майдан.

«Встречаемся в 22.30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей. Перепост всячески приветствуется!».

Сейчас Мустафа — руководитель проамериканского и созданного на американские гранты «Громадского ТВ». Это такой украинский аналог «Дождя».

Что можно сказать о Мустафе как о человеке? Человек он неплохой. У него доброе сердце. Он неагрессивен. Всегда помогает друзьям. Правда, у него есть две скверные черты: он хитер и необязателен. На него трудно положиться. Я, например, столько раз договаривался с ним об интервью, но в назначенный день он не брал трубку — просто тема беседы казалась ему скользкой, сулившей не очень хорошие последствия для его карьеры.

Мустафа всегда себе на уме. Во время первого майдана он, как мне сам рассказывал, никаких симпатий к «оранжевым» совершенно не испытывал. Тогда он был нейтрален. На сторону украинской Украины он перешел чуть позже по вполне прагматическим причинам. Он понял, что ему, афганцу в русском городе Киеве, в котором, правда, большинство составляют «политические украинцы», лучше и самому стать «политическим украинцем».

«Ты понимаешь, Мустафе этот Киев никогда не был нужен. Он хотел бы работать в «Нью-Йоркере». Но так как такой возможности у него нет, то ему ничего не остается, как работать в Киеве. Ему нужно было стать тут своим», — сказал мне как-то советник одного влиятельного в столице Украины лица, друживший с Найемом.

Вот Мустафа и стал для Киева своим. Просто если бы он стал на сторону русской Украины, он бы часто слышал  в свой адрес: ты чего тут, черный, на Украину тянешь? Вали в свой Афганистан!

Есть и еще одна прагматическая причина: быть «политическим украинцем» в Киеве финансово выгодно. Речь, конечно же, идет об американских грантах, частых бесплатных поездках на Запад, длительных стажировках в тамошних интеллектуальных центрах и университетах, наградах и премиях за «свободную журналистику».

Вот это желание быть «своим» иногда приводило к комическим последствиям для Мустафы. В начале 2010-х радиостанция «Немецкая волна» проводила всемирный конкурс блогеров. На Украине она выбрала Найема, для того чтобы тот отобрал им с десяток блогеров, за которых бы потом голосовали украинские пользователи интернета и таким образом выбрали бы победителя.

Так вот, «желание быть своим» для украинской Украины заставило Мустафу Найема выдвинуть в претенденты неонацистку Елену Белозерскую, которая спокойно могла заявить, что Гитлеру в будущем в Берлине поставят памятник, и неонациста Дмитрия Резниченко, который сейчас воюет в одном из карательных батальонов — по-моему, в «Азове».

Ультраправые украинские партии (и в первых рядах «Свобода») призвали украинцев голосовать за «своих». В итоге — Белозерская на момент финиша занимала первое место, а Резниченко — второе. И всё благодаря человеку, который для них был просто «азиат».

Первым тревогу забил главный редактор левого сайта Liva.com.ua Андрей Манчук. Однако на доводы последнего — кого ты, Мустафа, ведешь к победе — сам Мустафа совсем никак не реагировал. Не реагировала, кстати, на все увещевания украинских левых и сама «Немецкая волна».

Спасло ситуацию только то, что киевская  организация «Боротьба» обратилась к своим коллегам из фракции «Левые» в немецком бундестаге. Те послали запрос в «Немецкую волну». Только боязнь скандала заставила руководство радиостанции отменить конкурс для Украины.

Мустафа — хороший журналист, но очень недалекий человек и, видимо, вдобавок малообразованный. В 2010 году во время президентских выборов на Украине он написал статью, в которой стыдил Виктора Януковича за отказ от дебатов с Юлией Тимошенко. В качестве аргумента (почему это плохо) журналист указал на то, что кандидаты в президенты Швеции, Японии, Германии и Италии никогда не отказываются от дебатов. Такова европейская традиция! На мое замечание, что вообще-то Швеция и Япония — это монархии, а в Германии и Италии президентов выбирают в парламенте, он исправил слово «президент» на слово «премьер-министр». Говорить о том, что никаких дебатов между «кандидатами в премьер-министры», как и, впрочем, самих таких «кандидатов» в этих странах нет, я ему уже не стал.

Мустафа очень тесно связан с американским посольством в Киеве. Я даже не сомневаюсь в том, что именно оно «посоветовало» ему отправиться в избирательный список Порошенко в прошлом году. Американцам нужны гарантированно верные им люди в Верховной раде, которые, если что не так, поднимут бунт и против самого Порошенко. И такой «свой» для них, вне всякого сомнения, Мустафа Найем, а также его коллеги в списке Порошенко — как бы муж и жена Сергей Лещенко и Светлана Залищук.

Американское посольство и журналисты-грантоеды Найем и Лещенко выступили единым фронтом против Коломойского и поддержали Порошенко. Того самого олигарха Порошенко, которого сами еще недавно чихвостили в хвост и в гриву.

Неплохая операция.  Думаю, американцы теперь отблагодарят их. Так что у Мустафы больше не будет в ближайшее время вопросов, как прожить на маленькую депутатскую зарплату в дорогом Киеве.

Мустафа — это наглядный пример того, какими американское посольство видит «своих политиков».

Комментарии
Прямой эфир