Новости, деловые новости - Известия
Понедельник,
27 июня
2016 года

Референдумы хотят очистить от влияния международного права

В Госдуме считают неуместными в российском законодательстве обязательства соответствия наднациональным нормам

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Депутат нижней палаты парламента Евгений Федоров подготовил проект закона о внесении изменений в ФЗ «О референдуме РФ». Предлагаемые поправки направлены на исключение из российского законодательства норм, которые заставляют государство при проведении референдума учитывать международное право. По мнению парламентария, ссылка на соблюдение международных норм и принципов в законе мешает российскому народу и органам власти технически провести независимый референдум без учета внешних факторов, что влияет на уровень самостоятельности страны и общества.

Ранее депутат Евгений Федоров подготовил законопроект о внесении изменений в Конституцию РФ, в котором также предложил убрать из Основного закона страны норму о соблюдении принципов международного права и приоритете данных норм. Тогда парламентарий заметил, что данные положения Конституции угрожают самому существованию России как государства.

В феврале этого года предложение Федорова было поддержано главой Следственного комитета России Александром Бастрыкиным, который также предложил убрать из Конституции принцип приоритета норм международного права над национальным.

— Сейчас мы готовим поправки в закон о референдуме. В нем мы предлагаем изъять обязательное следование референдума принципам и нормам международного права. Действующий закон содержит данное положение, — рассказал Федоров. — То есть сегодня граждане нашей страны, которые хотят высказать свою волю с помощью самого демократичного инстумента, эту волю не могут высказывать, и избирательная комиссия может не пропустить вопросы, если это противоречит указаниям международного права.

В российском законе о референдуме действительно присутствует положение о необходимости соблюдения норм международного права. В частности, п. 1 ст. 3 ФЗ «О Референдуме РФ» гласит, что законодательство РФ о референдуме составляют ни только Конституция РФ или федеральный конституционный закон, но и «общепризнанные принципы и нормы международного права».

Источник в ЦИК России рассказал «Известиям», что под самими общепризнанными принципами и нормами международного права понимается целый пакет международных договоров, деклараций, конвенций, подписанных российскими представителями. Данные документы в основной массе носят декларативный характер и касаются вопросов равноправия, открытости, соблюдения прав граждан и иных вопросов. 

Проведение референдума в своих международных обязательствах опирается на Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод граждан, Международный пакт о гражданских и политических правах и иные гуманитарно-политические документы.

Бывший член ЦИК РФ и член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов заметил, что сегодня трудно дать ответ, чем обернется отказ от международных принципов при референдумах, из-за отсутствия соответствующей практики.

— С точки зрения обязательств РФ в рамках электоральной сферы, то есть перед Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ), надо заметить, что Европа вообще исключает референдум из формата своей регламентации. Исходя из этого для предъявления претензий со стороны Запада просто нет оснований. Также маловероятным является то, что в ближайшее время может появится какой-то консолидированный международный документ о референдуме, — рассказал Борисов. — Но сама тематика и постановка вопроса о международном влиянии сегодня необходима, потому что ряд организаций, в первую очередь БДИПЧ ОБСЕ, пытается заниматься несвойственными функциями, теми функциями, которые им Россия не делегировала, в частности, речь идет о исполнении указаний БДИПЧ ОБСЕ. 

Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко, в свою очередь, заметил, что для изменения закона о референдуме одновременно нужно убирать положение о признании международных принципов и норм из Конституции РФ.

Доктор юридических наук, профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин считает, что для обеспечения технической возможности проведения предлагаемых изменений законодателю будет необходимо вносить в ГД проект закона вместе с ранее подготовленным проектом по изменению Конституции РФ. По его мнению, извлечение нормы из закона о референдуме никак существенно не повлияет на признание или непризнание Западом будущих референдумов.

Отношение Запада и институтов, формирующих те самые принципы и нормы международного права, к независимости волеизъявления народа можно было оценить в марте прошлого года на примере всенародного референдума, который прошел в Республике Крым и городе Севастополе, когда население полуострова высказалось за вхождение своих субъектов в состав РФ. Несмотря на соблюдение крымскими властями всех процессуальных норм, наличие иностранных наблюдателей и последующие подписание договора о воссоединении Крыма и России, страны Запада и международные институты не признали результаты референдума.

Во многом признание или непризнание легитимности выборов или референдумов строится в западной традиции на отношении к той или иной политической элите. Например, несмотря на схожесть электоральных законов в Белоруссии и на Украине, выборы президента или парламента Белоруссии на Западе систематически признаются нелегитимными, тогда как на Украине не возникает проблем с положительной западной оценкой выборов. Белорусский и украинский законы о референдуме при этом не содержат положений о следовании международным принципам и нормам.

— Я не думаю, что изъятие этого положения из закона повлияет на саму практику проведения референдума. У нас есть опыт приглашения иностранных наблюдателей. При этом и сегодня касательно наблюдателей принципы и нормы международного права не обязывают РФ приглашать тех или иных зарубежных представителей, — рассказал заведующий кафедрой конституционного и международного права Государственного университета управления Владимир Таболин.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов напомнил, что международные обязательства России распространяются ни только на европейское или американское направление, но и на Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в том числе в вопросах референдумов. Также политолог заметил, что сами референдумы, как региональные, так и федеральные, являются достаточно редким явлениям в российской действительности и сегодня сложно определить, как в перспективе нормы международного права могут повлиять на право волеизъявления или ограничить его.

— Мы должны для ЕврАзЭС обозначить, что мы будем соблюдать наднациональные нормы, и это обеспечит развитие. Либо мы каждый раз их будем менять, либо нам надо поменять их один раз и определить, куда нам двигаться, — сказал политолог. — Сегодня надо с юридической точки зрения изучить, насколько в действительности положение о международном праве может создать проблемы для референдумов. Я пока таких зримых проблем не вижу.

Последние общефедеральные референдумы в России прошли более 20 лет назад, еще до принятия Конституции страны, и касались введения поста президента РФ, опроса о доверии президенту, а также принятия Конституции.

Известия // понедельник, 20 апреля 2015 года

Референдумы хотят очистить от влияния международного права

Референдумы хотят очистить от влияния международного праваВ Госдуме считают неуместными в российском законодательстве обязательства соответствия наднациональным нормам

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке